Юрий Петрович Любимов сообщает о своем уходе из Театра на Таганке |
Одно из самых страшных событий в моей жизни я пережила, когда в прямом эфире ТВ (это было в самом конце 80-х или в самом начале 90-х) Николай Губенко орал матом на Юрия Петровича Любимова. Я долго смотрела на экран, не понимая, что же я вижу — репетицию, сцену из какого-то спектакля… И когда я осознала, что это произошло в реальности, что-то внутри меня сломалось. С этого слома, по-видимому, и началось рушиться все остальное, я поняла, что нет ничего… ну, не скажу «святого»… чего-то самого главного, что является нравственным ориентиром, благодаря чему можно жить и идти по жизни дальше. Если Губенко орал матом на Любимова, можно расстрелять Белый Дом из танков, начать войну в Чечне и продолжать рушить «все до основанья»…
Подумаешь, Любимов! Был бы жив Станиславский — орали бы матом на него.
Когда-то уравняли быдло и белую кость России, и было любо безродному сукину сыну заколоть штыком какое-нибудь дворянское отродье. А теперь не просто уравняли — головы сняли со всех гениев и талантов, и прав стал только тот, у кого больше денег. Талант — он же как Божий дар, он же бесплатный, а значит — ничего не стоит, рыночной цены не имеет…Подумаешь, Любимов! Был бы жив Станиславский — орали бы матом на него.
А вот теперь Юрий Петрович Любимов уходит из театра, который создал.
Актеры, по сути, сорвали открытую генеральную репетицию спектакля в Праге 24 июня сего года, которая была заявлена как мастер-класс и проходила в присутствии чешских коллег. Это был «Добрый человек из Сезуана»! Спектаклю исполнилось полвека. Зрители, до отказа заполнившие зал Пражского Национального театра, остались в неведении о произошедшем. Спектаклю, завершившемуся за полночь, устроили долгую овацию стоя, но Любимов на заключительные поклоны не вышел. А на репетиции произошло вот что.
«В зале собралось около ста человек, которым пришлось стать невольными свидетелями мелочных разборок, – рассказал Любимов. – Артисты в ультимативной форме потребовали незамедлительной выплаты гонорара, в противном случае они пригрозили не выйти на сцену… Чтобы избежать скандала и позора, я отдал деньги, обозначенные в контракте. Артисты тут же бросились делить ассигнованную сумму, на что ушло немало времени». «В итоге я довел репетицию до конца, но с ними больше работать не буду», — сообщил Юрий Петрович Любимов.
Это уже не стыдно, просто до слез жалко Любимова, который в свои 94 года надеется, что для его актеров искусство дороже денег. Но для кого сегодня может быть что-то важнее денег? Увы нам всем.
Чем были для людей 1960-х и далее годов Театр на Таганке и «Современник»? Возможностью услышать Правду и войти в другой мир. Побыть в этом иномире три часа и унести его с собой в душе. И знать, что Юрий Петрович Любимов, Олег Николаевич Ефремов, Анатолий Васильевич Эфрос ведут отчаянную борьбу за наши души. Оружием их было искусство. Поэзия, театр, книги, авторская песня — этим жили люди в Советском Союзе во второй половине XX века. И страшно выговорить, чем живут сейчас в России. Лучшие уходят в религию, мистику, ищут свою истину вне социума, и ничто больше не объединяет людей.
Жить нечем. В стране иссякли интеллектуальные, духовные источники. Не к чему тянуться, нет ориентиров, которые бы позволяли «расти над собой», а душе — «трудиться и день и ночь». Нет книг, спектаклей, о которых можно было бы говорить с друзьями, нет книг, которые необходимо прочитать, чтобы не выпасть из общего интеллектуального процесса. Нет песен, которые можно слушать дни напролет, как Окуджаву или Высоцкого.
Да, у нас были свои вершины, свои недосягаемые имена. Каждая премьера — событие, каждый номер «Нового мира» или «Иностранки» — откровение, новая страница жизни, твоей жизни. Как-то меня спросил сын, где я взяла Макса Фриша, который стоит на моих книжных полках. Где я взяла?! «Homo Фабер» был напечатан в «Иностранке», как затем и следующий роман — «Назову себя Гантенбайн». Но сегодня Фриш не издается, в десятках магазинов меня переспросили: «Вам нужен Фрай?» Нет, мне нужен Макс Фриш! В моей библиотеке сказали, что «Homo Фабера» никто не брал последние десять лет.
А Юрий Петрович Любимов открыл для нас Брехта. Кто сегодня знает Брехта, кто его читал? Добрый человек из Сезуана прожил всего 50 лет. Для доброго человека это очень мало. А вот для спектакля — огромный срок.
Когда-то Владимир Семенович Высоцкий пел:
Твой «Добрый человек из Сезуана»
Живет еще, спасибо, что живой!..
И вам, Юрий Петрович, спасибо за то, что вы живой, настоящий, подлинный художник, никогда не предававший нас, своих зрителей.
Высоцкий! самый лучший поэт! Любимов, Вы согласны? Он ведь такую песню Вам написал!!! Спасибо, что живой! от всей души здоровья желаю!!!!
ОтветитьУдалить