Фильм поведал, как сказку, об уникальном сообществе интеллектуалов-шестидесятников, каждый из которых внёс значительный вклад в развитие отечественной философской мысли. В 1966 году в СССР был создан Институт международного рабочего движения. Волей случая в нём образовался отдел, занимающийся изучением проблем общественного сознания. Его сотрудники — Мераб Мамардашвили, Юрий Замошкин, Юрий Карякин, Эрик Соловьев, Виталий Вульф, Юрий Давыдов — получили возможность сосредоточиться на «мысли» в самом, казалось бы, неподходящем для этого месте — в институте, который должен заниматься мировым профсоюзным движением… Что из этого вышло, можно теперь узнать из документального фильма.
Главной фигурой этих дискурсов был Мераб Константинович Мамардашвили. Накануне новогодних праздников прошла научная конференция, посвященная его наследию. На нее собрались те, кто знал, встречался, читал, изучал работы Мамардашвили. По стечению обстоятельств (мой сын получил философское образование) в моих руках сейчас как раз книга Мераба Мамардошвили «Как я понимаю философию», изданная в 1992 году, то есть через два года после смерти автора.Мераб Мамардашвили (1930–1990) был просто философом. Его часто сравнивали с Сократом. Он практиковал философствование вслух, находя множество слушателей и почитателей. Мераб Константинович больше читал лекции, чем писал книги, от него осталось больше интервью, чем написанных им работ. Мыслить устно — искусство крайне редкое. В годы перестройки Мамардашвили объезди весь мир, который хорошо его знал. Но, подобно афинскому мудрецу, он был практически сжит со света в разгар «демократии», на сей раз — тбилисской.
Мераб Мамардашвили
*Фильм первый
Личность — крупная мысль природы. Личность обретает свою сущность через напряжение «человек-символ», то, вне всякого сомнения, такими символами для ребенка являются дом, родной очаг, родители как символ защиты, школа как символ связи растущего человека с опытом человечества.
*
Бытие — это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!
*
Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить
*
Свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием
*
Человек ведь довольно беспомощное существо и может немногое. Но если что-то и может, то только свобода может ему помочь. Я бы сказал, что вообще даже свободные могут немногое, а рабы уж совсем ничего не могут.
*
Не мир делает человека рабом — по отношению к миру человек свободен абсолютно, — корни его рабства уходят в него самого.
*
Независимость нам нужна для того, чтобы себя увидеть.
*
Быть свободным — значит иметь силы и способности быть свободным
*
Находясь в христианской традиции, мы находимся в Культуре
*
Россия — страна вечной беременности. Все время что-то происходит, но ничего не случается. Потому что не мы сами с собой что-то делаем, а события делаются.
*
Свобода — это первое условие для того, чтобы понять себя.
*
Поколение фронтовиков это последнее поколение людей в СССР, у кого была развита вполне своя независимая личность.
*
Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.
*
Вера есть творение того, во что ты веришь, то есть то, во что веришь, не случалось бы, если бы ты не верил.
*
Неслучившееся является работающим механизмом.
*
Прошлое — это самое страшное, что у нас есть. И что с ним делать, это самая большая проблема.
*
Никогда не нужно бояться зайти слишком далеко, потому что истина — еще дальше.
*
Мы живы в той мере, в какой оживляем других.
*
Что такое оптимизм? Это когда преодолеешь последнюю степень отчаяния и тогда тебе откроется берег радости, но не ранее этого.
Фильм второй
Фильм третий
Скачать остальные серии можно здесь.
Получить все серии фильма здесь
Да уж, сделал Архангельский действительно - подарок! Я после этого цикла (сериалом назвать - язык не поворачивается) даже Виталия Вульфа начал по-другому воспринимать (признаюсь, грешен - моим "любимым ведущим" он не был). Вообще канал - такая отдушина! А за год столько подарков: и "Подстрочник", и "Академия", - всего не перечислить.
ОтветитьУдалитьПолностью согласна: Вульф - самый неожиданный, но он почти единственный - "знакомый", а в формате подлинной эпохи, все его сегодняшние "недостатки" просто меркнут. Я хорошо помню только Карякина, Мамардашвили знала по статьям и книгам. Да! А как вам Лукин? Вот тоже неожиданность.
ОтветитьУдалитьКасательно Лукина - так ведь все познается в сравнении. Не хочется впадать в "брюжжание" - но на фоне нынешних... Это все равно что сравнивать БДТ времен Товстоногова с сегодняшним театром X, Y или Z (подставить самостоятельно). В его труппе тоже были разные по таланту артисты, но сравнение даже самых "второплановых" с сегодняшнрими звездами представляется (imho) некорректным.
ОтветитьУдалить