Если Эдуард Артемьев спасает Николая Солодникова от бессмысленности существования, то меня спасает сам Солодников — от долгого и дикого ощущения кромешной пустоты вульгарности и бескультурья.
40 лет
своей жизни я прожила в твердом и светлом убеждении, что мой город Ленинград —
центр мировой культуры, что люди здесь иногда употребляют матерные слова для
усиления экспрессии. И только! Что никто никогда тебя не только не ударит, но и
не толкнет — исключено. Голоса не повысит. Резкого движения не сделает. Даже внутри
себя не пожелает никому зла.
И вдруг
все стало ровно наоборот: на тебя со всей мощью мчится джип, и если ты сам не
отскочишь, — совершенно никого не волнует твой уход из этой жизни. О живописных
красотах прерафаэлитов лучше не вспоминать — не до того. Расстреливают за
углом, война идет везде.
Книжные
магазины превратились в комнаты консервированных снетков. Там продается такое,
что не только читать — издавать нельзя… И есть нечего.
И это
длилось, длилось, длилось… год, два… десятилетие… второй десяток лет… и дальше,
дальше, дальше, как некогда назывался знаменитый спектакль «Современника».
Вывод:
культурный слой наш мало того, что был невелик, так еще и оказался
искусственной надстройкой жизни. Раньше было прилично «быть в курсе»: читать
то, что печатается в «Новом мире» и «Иностранке», отличать симфоническую музыку
от джазовой, знать, какие фильмы ставят Анджей Вайда и Эльдар Рязанов, и кого
считают «врагом социалистической родины».
Кинотеатры
исчезли, про театры говорить не приходится в принципе, редко-редко что-то
сверкнет в антрепризе. Культура, если она и существовала, ушла внутрь частной
жизни каждого отдельного гражданина: кассеты с записями музыки, видеокассеты,
потом лазерные диски, на каждом из которых можно разместить свой собственный Эрмитаж
с Филармонией по соседству.
А разве
это культура? Нет, это все та же «сфера потребления»: кто-то потребляет золото
и бриллианты, кто-то недвижимость и ананасы в шампанском, а кто-то — симфонии
Стравинского. Не меньше, но и — не больше.
Потому
что культура — это, прежде всего, ПОТРЕБНОСТЬ в 13 лет прочитать Стругацких, в
17 — Мастера и Маргариту, а в 20 — Войну и мир. Если этого нет, культура в
потребительскую корзину никогда не поместится.
Чем мне интересен Солодников? Тем, что приходит к Артемьеву, уже разорвав себе душу в клочья его музыкой (авторское определение). Он разговаривает с Верой Полозковой, наизусть цитируя не только ее стихи (все-таки они приятели), но и стихи Бродского, Цветаевой, Петрарки…
Солодников
сам — носитель культуры, вот в чем фокус. И поэтому он в этом мире, где всего
по два, по четыре, по шесть, по восемь — ежедневно ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ, и ты
каждый раз на пятой или на десятой минуте эфира вспоминаешь: «Он же
библиотекарь, блин!»
А кто из
нас остался носителем кульутры, кому этот прижизненный статус греет душу,
которая рвется в клочья и на фильмах Сокурова, и на лекциях Мамардашвили, и на
премьере Евгения Миронова?
Солодникову
вроде повезло, КАК БЫ: заниматься тем, что близко и любимо, а также получать за
это деньги. Придумать дурацкий лид #ещенепознер — и собирать многотысячные просмотры
каждого выпуска, где Артемьев оказывается прекрасным волшебником для
чувствующей аудитории, а Вера Полозкова настоящей героиней сегодняшнего дня,
когда важно не столько то, что она делает, как то — какая она, что она себе в
этой жизни позволяет. И тут они сближаются с мудрейшей и почти старейшей
глубочайшей Татьяной Черниговской, и ты оказываешься не только в кругу
интереснейших людей, но и в средоточии той самой культуры, без которой
задыхался почти три десятка лет.
Наверное,
то, о чем рассказывает Солодников, ужасно мало для реанимации нас всех,
несчастных жителей странной России. Есть ли его герои Россия? А если они не
Россия (а они что-то совсем другое), то почему мы плачем именно над Россией.
Может
быть, культура как раз тот надмирный континент, о котором так стосковалось
сердце?
И там
такая же Европа, как и Турция, о которой рассказывает Алла Демидова (вот
представить себе не могла, что так можно говорить о страшной Турции). Но ведь я
ее и не видела и — уже не увижу… Там Париж, и Петербург, и Москва, и Франция, и
Болгария, и Филадельфия, и Филармония, и прерафаэлиты, и Ван Гог в полный рост.
Впрочем, континент Культуры не обрисовать одним перечислением примет, там
происходит что-то совсем иное.
Ох не зря
они гадают на стихах Егора Летова («Гаданём, как сказал Юрий Борисович
Норштейн»), ох не зря выпивают они (частенько) по рюмочке…
А в моей
душе что-то такое происходит в это время, что-то исключительно лично мое, и
слышу я свою любимую Булата Шалвовича: «Николай нальет, Николай нальет
(правильно, Николай ведь, он и стоит на раздаче), Николай нальет, а Константин
пригубит, а Федот не тот, а Федот не тот, а Федот он сам себя погубит…»
Любовь
Аркус все спрашивала в конце передачи, когда Солодников захлебывался слезами:
«Почему ты плачешь, почему ты плачешь?..» Да вот поэтому: потому что именно ТАК
именно ОН умеет любить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий