8 апреля 2011 г.

МВФ — могильщик капитализма?

Сколько собак мы навешали на МВФ! И поделом. Лично я убеждена, что наш «главный советчик», который был поставлен Западом для того, чтобы экономически завершить наше поражение в «холодной войне», точно выполнил порученное ему дело, сильно способствовав полному развалу нашей экономки. И вдруг — не верь ушам своим! — глава МВФ заявляет на весь мир, что капиталистическая система ценностей больше не может гарантировать развитие всемирной экономики.



06.04.2011
Анастасия Башкатова
ГЛОБАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
«Вашингтонский консенсус» не выдержал проверки экономическим кризисом


Международный валютный фонд (МВФ) – в прошлом апологет «вашингтонского консенсуса» – выступил с сенсационным заявлением: основополагающие принципы западной экономики оказались нежизнеспособными и даже опасными. Стремление каждой страны достичь низкого бюджетного дефицита, бурного экономического роста, свободного неподконтрольного финансового рынка, либеральных налогов привело к тому, что мировой экономический кризис стал неизбежен. МВФ призывает создать такую глобальную экономику, в которой станет меньше рисков и неопределенности, финансовый сектор будет регулироваться государством, а доходы и блага будут распределяться по справедливости. Странам нужно продолжать начатый процесс глобализации, но сама глобализация должна стать иной – не капиталистической, а «справедливой и с человеческим лицом». Эксперты «НГ» увидели в этих призывах отголоски социалистических идей и чуть ли не попытку построить очередной Интернационал.

В рамках «вашингтонского консенсуса» странам предлагались следующие универсальные меры: бюджетная дисциплина (целенаправленное сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции), свободное перемещение капитала и поощрение прямых иностранных инвестиций, дерегулирование экономики (снижение избыточного вмешательства правительства в экономику), снижение предельной ставки налогов, свободный обменный курс валюты и др. Однако МВФ заявил, что мировой финансовый кризис доказал неоправданность и даже пагубность чуть ли не всех этих принципов.


Глава МВФ Доминик Стросс-Кан
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан, выступая в Вашингтоне на открытии очередной сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка, напомнил: до кризиса все были уверены, что знают, как надо управлять экономическими системами. Существовал «вашингтонский консенсус», который формулировал вполне конкретные правила валютной и налоговой политики. «Консенсус» обещал, что отмена госконтроля простимулирует экономический рост. Однако низкая инфляция, высокий экономический рост, слишком свободный и неподконтрольный финансовый рынок не гарантируют никаких позитивных эффектов. «Вашингтонский консенсус» с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади», – сказал Стросс-Кан.
Экономическая ситуация в посткризисном мире все еще хрупка и весьма неопределенна. И, как говорит Стросс-Кан, для преодоления такой неопределенности миру нужны новые подходы к принципам экономической и социальной политики внутри каждой отдельно взятой страны и на международной арене в целом. В частности, западный мир понял, что «финансовый сектор нуждается в серьезном хирургическом вмешательстве с точки зрения регулирования». Кризис, по словам главы МВФ, стал порождением культуры бездумных рисков, и эта культура жива до сих пор. «В конструировании новой макроэкономической системы для нового мира маятник качнется – по крайней мере немного – от рынка к государству и от сравнительно простых вещей к вещам более сложным», – заверил Стросс-Кан.
Примечательно, что в МВФ теперь уверены: финансовый сектор необходимо облагать налогами, чтобы переложить на него ту часть расходов, которая из-за его же рискованных операций легла на бюджеты государств и, как следствие, на население. Финансовая глобализация, продолжает Стросс-Кан, усилила неравенство, и это стало одной из тайных пружин кризиса. «Поэтому в более долгосрочной перспективе устойчивый рост ассоциируется с более справедливым распределением доходов, – объявил глава МВФ. – Нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация, глобализация с человеческим лицом. Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей».
Именно международное сотрудничество – прежде всего в рамках «двадцатки» – помогло странам «удержаться от сползания во вторую Великую депрессию». Поэтому переосмысление «вашингтонского консенсуса» должно способствовать сплоченности стран друг с другом перед лицом глобальных экономических вызовов. Так, например, Европе для преодоления суверенных долговых проблем МВФ порекомендовал принять «всеобъемлющее решение, основанное на общеевропейской солидарности».
Эксперты озадачены тем, что МВФ вместо глобалистов-капиталистов хочет увидеть в будущем «глобалистов с человеческим лицом». Как заметил начальник Управления финансовой группы БКС Николай Солабуто, все это очень похоже «чуть ли не на организацию очередного Интернационала»: «Считается, что если страны соблюдают принципы «вашингтонского консенсуса», то они в одиночку могут противостоять кризису. Однако кризис более или менее успешно страны миновали как раз благодаря вмешательству извне. Евросоюз помог странам Европы, «двадцатка» помогла остальным». Отсюда следует, что индивидуализм государств должен быть преодолен, МВФ, по сути, заговорил о коллективизме на глобальном уровне. Призыв к госрегулированию экономики и к распределению доходов по справедливости, а не по рыночным законам очень напоминает социалистические идеи прошлого. Похоже, на смену капиталистической глобализации идет глобализация социалистическая. Также эксперты увидели в заявлениях Стросс-Кана призыв не столько ограничивать приток опасного спекулятивного капитала в страны, сколько, наоборот, стимулировать еще большую миграцию капитала, чтобы он достигал те страны, которые ранее «обходил».
«В МВФ поняли, что все элементы «вашингтонского консенсуса» не обеспечивают справедливого распределения прибавочного продукта», – соглашается гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. В то же время Микаелян заметил, что роль «двадцатки» все-таки преувеличена: «Позиции G7 в мировом финансовом регулировании значительно сильнее позиций стран, не входящих в этот элитарный круг. В такой ситуации все развивающиеся экономики стремятся занять свое место и поучаствовать в несправедливом перераспределении. И, конечно, новых «компаньонов» там не жалуют. Если же говорить о какой-то справедливости, то встает вопрос не о расширении клуба, а о том, чтобы перестать привязываться к рискованным операциям и начать ориентироваться на результаты труда».
Новое миропонимание МВФ, считают эксперты, может сказаться и на России. В частности, как предполагает Солабуто, от России могут потребоваться еще большая интеграция в мировую экономику и усиление позиций в «двадцатке» развитых стран. Но в то же время эта интеграция в «новый глобальный мир», вполне возможно, уже не будет предполагать валютных войн наподобие тех, которые происходили между США и Китаем. Наоборот, «униженные и оскорбленные» смогут теперь громко заявлять о защите собственных экономических интересов, с которыми должны считаться развитые страны. Но как эта утопическая модель будет реализовываться на практике, эксперты пока не берутся судить.

Источник

Напрашивается 3 возможных вывода.
  1.  Господин Стросс-Кан ляпнул просто так, не подумав, не имея в виду какое-то серьезное переустройство мира. Тогда в ближайшем будущем его тихо заменят новым человеком — и все вернется на круги своя. 
  2. Заявление Стросс-Кана является продуманным, взвешенным, а значит МВФ теперь начнет готовить новые проекты, документы, обсуждать их, ставить на голосование… И все новые решения будут блокированы США, имеющих 17% голосов — ровно столько, сколько необходимо как раз для этой «благородной» цели. 
  3. Верхушка транснациональных финансовых и других корпораций, которые как раз и регулируют весь финансовый мировой рынок, пришла к каким-то неожиданным решениям. Или эта верхушка совершенно неожиданно изменила свой состав, и к власти пришли люди с другим сознанием.

Что из этого возможно и правдоподобно? Сегодня об этом судить трудно. Будем посмотреть…

2 комментария:

  1. Будем, будем...Хотя совершенно очевидно, что когда-то должен наступить момент ПОНИМАНИЯ:наш шарик слишком маленький, а нас на нем слишком много, чтобы в конце концов не договориться.Экологи уже давно кричат "SOS". Вот и экономистов припекло. Отлично! Мы-то, как пионеры, давно готовы!

    ОтветитьУдалить
  2. Фактически, речь идет о том, что нужно создать не ФРС, как инструмент контроля банкиров над экономикой одной страны, а «межгосударственную ФРС», как инструмент контроля мировой финансовой элиты (центробанкиров) над экономикой всего мира. То есть, то самое мировое правительство, на базе МВФ, естественно, о котором не так давно Стиглиц чуть ли не прямо говорил. Разумеется, мы знаем, что по итогам создания ФРС люди много потеряли (относительно так точно, доля доходов, перераспределяемых в свою пользу богатыми, только выросла), так что такая реформа принесет много боли и крови, но слово – сказано. Вот и посмотрим, что будет дальше

    ОтветитьУдалить