Жак Бодрийяр |
В Интернете стоит крик о том, что нам «навязывают» общество потребления (ОП), которого мы якобы не хотим. Ежедневная выручка крупных супермаркетов совершенно молча этот крик опровергает: хотим и с наслаждением занимаемся шопингом, люди проводят в тогово-досуговых центрах больше времени, чем на работе и дома.
«Структура в два этажа… организована вокруг центральной «Аллеи», главной артерии и триумфального пути в два уровня. Примирение малой и большой торговли… примирение современного ритма и античной праздности.Испытываешь никогда ранее не ведомый комфорт, когда медленно прогуливаешься между магазинами, предлагающими их соблазны запросто, даже без экрана витрины, идешь по Аллее, являющейся одновременно как бы улицей Мира и Елисейскими Полями, оживленной игрой фонтанов, деревьями из минералов, киосками и скамьями, Аллее, совершенно свободной от сезонов и ненастья: исключительная система микроклимата, обеспеченная тринадцатью километрами труб кондиционированного воздуха, создает там царство вечной весны…»
О чем это написано? О нашей «Меге», «Икее» или «Радуге»? Нет, господа, это написано о французском Дрогсторе (Дрогстор — торговый центр, включающий кроме магазинов бар, кафе, книжный киоск, бассейн и т. п.), причем в 1970 году философом Жаком Бодрийяром. Он первый написал исследование и создал теорию «общества потребления».
Здесь можно скачать книги Жана Бодрийяра
Общество потребления чаще всего рассматривается как некая моральная категория: общество, где все ценности, кроме потребления услуг и товаров, сведены почти к нулю. Однако, прежде всего общество потребления — это категория социально-экономическая. Был в нашей истории период натурального хозяйства, феодальных отношений, затем — капиталистических, и вот теперь наступила эра общества потребления. Оно характеризуется, прежде всего, резким отрывом сферы производства от сферы потребления. Они больше не находятся в прямой зависимости: что произвели — то и потребили. Мы пьем кофе, выращенный в Бразилии, смотрим телевизоры, созданные в Японии, надеваем куртку, привезенную из Китая. Практически ничего из того, что мы потребляем, мы не производим. И это нас-то с вами касается в последнюю очередь. Так живет весь мир уже больше полувека. Как только после Второй мировой войны сформировались мировые финансовые рынки, стало возможным создавать межнациональные корпорации. Кто производит, где производит — стало совершенно неважно. У нас (и у них) есть Торговый Центр, где можно купить слона в шоколаде, и наплевать, кто его вырастил, кто закатал в шоколад, и кто привез на нашу ярмарку. Поэтому, на самом деле, несущественно, что производит Россия, и какая у нее экономика: важно, чтобы были деньги для покупки того, что рекламируется по телевизору. Можно исследовать ОП, можно его критиковать — эффект один: система замкнута сама на себя, сама себя воспроизводит, и ликвидировать ее может только глобальная катастрофа.
Да, общество потребления — моральный урод, свидетельство полной нравственной и духовной деградации людей. Сам принцип потребления, когда приобретаются не товары, в которых есть нужда, а знаки престижа и удовольствия, отсекает человека от самого себя и реальности — он становится фантомом в виртуальной игре потребительского общества.
Шопинг |
Обо всем это написаны горы литературы. Нет нужды пересказывать «минусы» этого общества. Следует только отметить один важный, на мой взгляд, момент: нас туда не перестройка и «демократы» запихнули. Году в 1974-1975 ЦК КПСС поставило задачу на «всемерное повышение благосостояния трудящихся». В это время на Западе общество потребления уже было создано и вовсю «радовалось жизни». Вот тогда-то мы и шагнули на «широкую дорогу цивилизации». Если кто не помнит (или не знает), могу рассказать: народ стал сметать все: люстры, холодильники, хрусталь, мебель… Вдруг стало можно что-то иметь! Этого не было никогда. Люди записывались в очереди на ковры, стиральные машины, «Запорожцы», на золото и бриллианты. Сельпо! Я помню эти сельпо, эти магазины райпотрбесоюза, где можно было достать все. Это в магазинах ничего не было, а в домах было то, чему быть полагалось: ковер (на стене и на полу), цветной телевизор, холодильник (кстати, битком набитый продуктами), мебельный гарнитур, да не наш какой-нибудь задрипаный, а чешский или рижский…
Так что не стоит сегодня страдать о том, что нас прямо за уши втянули в общество потребления. Всех втянули — и мы втянулись. А куда деться-то? На одной планете живем, одни корпорации все для всех производят и вынуждают покупать, покупать, покупать. Мобильник год не менял, машину два года? Ну, совсем рехнулся человек!..
В общем, про общество потребления все понятно. Вопрос состоит в том, как не рухнуть в полную катастрофу, которую предвидел Жак Бодрийяр. Об этом мучительно думают лучшие умы Планеты — катастрофа очевидна для всех.
Одним из самых серьезных событий последних лет стал документальный фильм американского режиссера Питера Джозефа «Дух времени» (англ. Zeitgeist, the Movie). Три центральные темы фильма – человеческое поведение, денежная экономика и прикладная наука. В целом фильм дает исчерпывающее понимание существующей на Земле социальной парадигмы и отвечает на вопрос, почему так важно выйти из нее – в сочетании с новым, радикальным, но все же эффективным социальным подходом, который разрешил бы глобальные проблемы современности.
Официальная премьера фильма состоялась 18 июня 2007 г. на сайте ZeitgeistMovie.com. Второй фильм — «Дух времени: Приложение» — углубляет критику монетарной системы и пропагандирует общественное устройство, основанное на идеях ресурсоориентированной экономики инженера и футуролога Жака Фреско и его проекта «Венера». После премьеры фильма, которая состоялась 2 октября 2008 г., Питер Джозеф основал организацию под названием «Движение „Дух времени“» для распространения идей Жака Фреско.
Следует сказать несколько слов о Жаке Фреско. В своей электронной книге «Проектирование будущего» он писал:
«...с нашими технологиями мы могли бы устранить большинство общественных проблем. Разве современные технологии не могут производить необходимое количество пищи, одежды, жилья и прочих материальных благ для каждого, если использовать их разумно? Что мешает нам в достижении этого? Технологии мчатся вперёд, но наше общество все ещё прочно держится за концепции и методы, изобретённые многие столетия назад».
Объединение и формирование глобального общества декларирует Хартия Земли, разработанная в 1987 году. Согласно Хартии такое общество должно объединиться на основе уважения к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы народы Земли, провозгласили ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями. Однако, фильм — продолжается.
Официальная премьера третьего фильма Питера Джозефа «Дух времени: Следующий шаг» состоялась 15 января 2011 г. в кинотеатрах 60 стран на 20 языках, а на канале движения в сервисе YouTube.com (на английском языке) — 25 января 2011 г.
Смотрите, изучайте, думайте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий