6 декабря 2020 г.

Санкт-Петербург на века. Газпром и другие — явление временное

 


В марте, в разгар пандемии, когда всем было не до того, Газпром подвел итоги конкурса на лучший архитектурный проект по застройке принадлежащего ему (Газпрому) Охтинского мыса.

Победителем назван японский проект. И город опять взволнован: одни кричат «Не дадим!», другие сердятся: «Сколько можно терпеть эту помойку?»

Почему — не дадим. Потому что именно на этом куске земли очень подробно, археологически, «прописана» история Петербурга от времен неолита до наших дней. Сегодня редко где можно так просто и естественно познакомиться — по сути, увидеть своими глазами — как здесь развивалась жизнь, какие формы она принимала и что до нас донесла.

А про помойку говорят те, кто не видит никакой ценности в археологии. Мол, сохраняйте археологию в Трое, а в Петербурге — смешно. Ну, не знают и не хотят они знать, что именно археология — основа большинства гуманитарных наук. В том числе истории, в первую очередь истории. Тут речь об уровне образованности. Но разница в этом уровне у разных групп населения сегодня настолько серьезна и очевидна, что становится фактором общественной жизни.

Так что, как видим, дело не только в «плохом» Газпроме. Но и в самих жителях Санкт-Петербурга.

Газпром, безусловно, плохой. Как минимум, потому, что (в данном случае) не пригласил к обсуждению проектов сам город. Как будто Охтинский мыс и вправду принадлежит Газпрому. Это все равно что кому-то принадлежат Ростральные колонны или Аничков мост. Как уж осуществлялась эта «сделка века» — выяснится со временем. Но то, что Газпром не понимает, в какой город он попал — это точно.

Среди проектов, которые отверг Газпром, есть один, который, вероятно  мог бы устроить жителей города, историков, археологов и всех, кому важна история, культура, исторические традиции Петербурга. Именно традиции можно и нужно в обязательном порядке передавать будущим поколениям. Объекты материальной среды имеют обыкновение разрушаться. Хотя, конечно, беречь нужно все, что можно сберечь.



 Голландское бюро MVRDV предложило построить здание не на, а над Охтинским мысом — на сваях. На земле появился бы исторический парк, где ландшафт и элементы дизайна повторяли бы форму стоявших когда-то на мысу сооружений. Само деревянное здание — несколько корпусов со внутренними дворами, составленные как элементы в композициях Эль Лисицкого — находится в авангарде архитектурной мысли. Настолько, что будь комплекс построен, он не только стал бы прорывом для России, но и получил бы шанс войти в глобальную историю архитектуры.

То есть архитектурный конкурс, организованный Газпромом, оказался успешным: есть прекрасный смелый проект, который деликатен как по отношению к наследию, так и по отношению к окружающей среде и человеку.

Но оценить итоги конкурса промышленный концерн Газпром оказался не в состоянии. Уровень интеллекта и образования у этих деятелей оказался недостаточным.

 

Охтинский мыс Санкт-Петербурга — археологический артефакт. Здесь обнаружены фортификации и поселения — от неолита до XVIII века. Были выявлены остатки сразу трех укреплений различных эпох: древнего городища, шведских крепостей Ландскрона (1300 г.) и Ниеншанц (XVII в.)

 

 В 2014-м выполнена экспертиза петербургского отделения ВООПИК о необходимости сохранения Охинского мыса как памятника истории и культуры города целиком с запретом застройки. Органы охраны — КГИОП, а затем Минкультуры проигнорировали эту экспертизу и согласовали ту, что была заказана Газпромом.

 

Те, кто сегодня протестуют против застройки Охтинского центра, не только хотя защитить наш Петербург от вандализма российских безграмотных нуворишей-капиталистов. Прежде всего посыл — за грамотную прозрачную процедуру принятия решения в сфере градостроительства и реконструкции города. Как это может быть, чтобы ВООПИК Петербурга принимал одно решение, КГИОП другое, а Министерство культуры России третье?



В этом и беда. Газпром (и другие) проплачивают свои интересы. Что понятно. Мы свои проплатить не можем. Но мы должны иметь право защитить их в порядке, предусмотренном законом. В данном случае мы имеем дело с чиновниками, которые продаются. Не в первый и не в последний раз. И мы будем столько выходить на митинги, сколько потребуется.



Пока ОНИ (все ОНИ) не поймут, что горожане, жители города Санкт-Петербург, знают свой город, ценят его и способны защитить от посягательств некомпетентных представителей любых компаний и организаций. Компании и организации — явление временное. А Петербург — на века. Лучший город на планете Земля.

Использованные источники:

Охтинский мыс: о том, что мы рискуем потерять навсегда

Виды на прошлое: есть ли шанс у Охтинского мыса

«Газпром нефть» представила концепцию развития территории Охтинского мыса в Санкт-Петербурге

Против застройки Охтинского мыса

Комитет защита Петербурга



Комментариев нет:

Отправить комментарий