Масанобу Фукуока |
Обращаюсь к тем, кто понимает: самая малая травинка на нашей
Земле дороже любых космических кораблей, автомобилей и даже мобильных
телефонов. Мы находимся внутри цивилизационного кризиса, и от нашего выбора
зависит очень многое, если не все.
При всей моей безграничной любви и благодарности к родному городу Санкт-Петербургу очень давно хочу уехать от него подальше — к березам, реке, лесу, внутрь природы, честью которой я стала себя ощущать последнее время.
При всей моей безграничной любви и благодарности к родному городу Санкт-Петербургу очень давно хочу уехать от него подальше — к березам, реке, лесу, внутрь природы, честью которой я стала себя ощущать последнее время.
«Техногенному тупику, в котором оказалось наше общество и
вся планета, есть альтернатива — это жизнь в ладу с биосферой, на родной земле,
в непрерывном общении с Природой, в организации современных комфортных
поселений ландшафтно-усадебного типа, где нашли бы отражение многовековой опыт
наших предков и достижения современного научно-технического прогресса в
сочетании с заботой о своей земле и друг друге.
В наших силах преобразить нашу Родину к справедливому
жизнеустройству, перейти к устойчивому, рациональному и бережному хозяйствованию,
восстановить нормальное состояние биоценозно-экологической системы и передать
родную землю своим детям еще более здоровой и прекрасной».
Я нашла эти заумные слова на сайте, который теперь переехал
по другому адресу и эти слова потерялись. Но суть в другом. Я нашла их, потому
что искала книгу японского фермера и микробиолога Масанобу Фукуока «Революция
одной соломинки». Он родился в 1913 году и умер в 2008 году. 95 лет! А книгу
свою он написал в начале 1960-х, и если бы не она, мы бы никогда не узнали об
этом выдающемся человеке.
В юности и в период Второй мировой войны он работал микробиологом в государственных службах по контролю за растениями. А с конца 1940-х годов полностью посвятил себя фермерству, то есть работал на земле больше 60 лет. И создал уникальную систему сельскохозяйственной деятельности для выращивания натуральных овощей, риса, цитрусовых, не используя ни вспашки, ни удобрений, ни химикатов от вредителей растений. Он назвал свой метод земледелия «ничего-не-делания». Это, конечно, не совсем так: живя на земле, каждый день приходится работать, но работать — в сотрудничестве с природой, а не борясь с ней, не преследуя цели нажить состояние. Его метод «ничего-не-делания» имеет прямое отношение к принципам Дао. Будучи микробиологом, он на практике доказал, что все живое в природе способствует получению хороших урожаев: и рисовая солома, которую он использовал как мульчу, а не пускал на перегной, и черви, которые рыхлят почву, и «вредители» растений, которые, в свою очередь, являются пищей для лягушек и насекомых. Для рыхления почвы он вместе с рисом (который никогда не затапливал, как другие) сажал белый клевер…
Я совершенно не специалист в сельском хозяйстве — увы мне и нам всем, горожанам, давно и намертво отравленным цивилизацией. Но из книги Масанобу Фукуока я поняла главное: «родив» пищевую промышленность и кулинарию, человечество начисто отрешилось от возможности жить внутри природы и питаться натуральными продуктами, которые одновременно являются и лекарствами от всех болезней.
Мы создали науку, медицину, энергетику, промышленность и
забыли, что мы — всего лишь часть биосферы Земли.
«Трагедия состоит в том, – пишет Масанобу Фукуока, – что в своем невежестве люди пытаются подчинить природу свой воле. Человеческие существа могут разрушить природные формы, но они не могут создать их. Разделение, фрагментарное и неполное понимание всегда образуют исходную позицию человеческого знания. Неспособные воспринять природу в ее целостности, люди не могут сделать ничего лучше, чем сконструировать ее неполную модель, и тем самым обманывают себя, думая, что они создали что-то натуральное.
Все, что человек должен сделать, чтобы познать природу, – это осознать, что он на самом деле ничего не знает, что он не способен что-нибудь познать. Тогда можно ожидать, что он потеряет интерес к различающему знанию. Когда он отвергнет различающее знание, не-различающее знание само возникнет внутри него. Если он не пытается думать о знании, если он не заботится о понимании, то придет время, когда он поймет. Нет другого пути, кроме как через разрушение «эго», отбросив мысль, что человечество существует помимо неба и земли».
Следует сказать, что в самой Японии Масанобу Фукуока не стал
ни героем, ни «лидером» какой-либо школы последователей. У него на ферме всегда
жили молодые люди, работали, вникали, учились, уходили... Сейчас его методу
следует несколько коммун по всему миру, но в целом это ситуацию на Планете не
меняет. Пока, во всяком случае. Надеюсь, что «Революция одной соломинки»,
начавшись с Масанобу Фукуока, неизбежно осуществится — как эволюция нашего
мышления, прежде всего. И образа жизни, разумеется.
Все это называется теперь Пермакультура, даже в России действуют организации, продвигающие эти идеи, не говоря о других странах. Собственно, это развитие (более разумное) и продолжение стихийного движения Дауншифтинг — сознательного «понижения» уровня жизни, отказа от барахтанья в мегаполисах, от благ цивилизации, ценностей общества потребления, карьеры и пр. Кстати, первым «дауншифтиром» считается римский император Диоклетиан, отказавшийся от власти и удалившийся в поместье для выращивания капусты. Ну и Будда туда же: принц, а ушел в лес и всю жизнь просил подаяние. Вот стыд-то был для отца!..
У нас это движение выродилось в создание «экологических» поселений москвичей и петербуржцев, где можно за бешеные деньги купить кусок земли и начать (тоже, конечно, с немалым капиталом) претворять свои мечты о единении с природой в жизнь. Масанобу Фукуока начинал сажать рис на площади 0,1 га. На одной сотке! У нас, правда, рис не растет, к моему глубокому сожалению…
Все это называется теперь Пермакультура, даже в России действуют организации, продвигающие эти идеи, не говоря о других странах. Собственно, это развитие (более разумное) и продолжение стихийного движения Дауншифтинг — сознательного «понижения» уровня жизни, отказа от барахтанья в мегаполисах, от благ цивилизации, ценностей общества потребления, карьеры и пр. Кстати, первым «дауншифтиром» считается римский император Диоклетиан, отказавшийся от власти и удалившийся в поместье для выращивания капусты. Ну и Будда туда же: принц, а ушел в лес и всю жизнь просил подаяние. Вот стыд-то был для отца!..
У нас это движение выродилось в создание «экологических» поселений москвичей и петербуржцев, где можно за бешеные деньги купить кусок земли и начать (тоже, конечно, с немалым капиталом) претворять свои мечты о единении с природой в жизнь. Масанобу Фукуока начинал сажать рис на площади 0,1 га. На одной сотке! У нас, правда, рис не растет, к моему глубокому сожалению…
И все-таки очень хочется из Петербурга уехать, после книги
японского фермера — особенно. Наверное, мне уже не стать обратно крестьянкой и
не жить тем, что выращу сама… Пусть! Но провести последний кусок жизни внутри
природы — это я могу. Я хочу этого! И знаю, что у нас много брошенных деревень,
пустующих земель. Как их найти, как туда добраться? Не знаю, не пойдешь ведь,
куда глаза глядят…
Буду благодарна за совет, подсказку, предложение.
Если у кого-то не получится скачать книгу, пишите — пришлю, она небольшая.
Наталья, Вы - не одиноки! Горожан, желающих уехать в деревню очень много, и Вы можете с ними познакомиться и выбрать для себя любое место жительство, если зайдете на сайт
ОтветитьУдалитьhttp://derevnyaonline.ru/
а заодно я Вас приглашаю на свой сайт http://shkolabloggera.ru/. У Вас интересный блог и, конечно, его надо развивать. Как это делать, Вы научитесь в школе начинающего блоггера. Удачи Вам и успехов!
Спасибо, Ольга, за ценную информацию. Надеюсь, на Деревенском сайте найду со временем что-то для себя полезное, какую-то возможность. Что касается "раскрутки блога", то мне это уже осточертело. И в Твиттер, и в Фейсбук я ставлю ссылки на свои посты со дня основания блога, почти 2,5 года. Пусть все будет как есть. У меня нет цели стать каким-то интернет-гуру.
ОтветитьУдалить