22 февраля 2012 г.

Ученые вместе с нами меняют парадигму мира

Резолюция Global Future 2045


Дмитрий
Ицков
Президент холдинга New Media Stars, основатель  движения «Россия 2045»,
Президент Конгресса GF2045

Про эту конференцию я узнала из блога моего товарища Валерия Тырнова. Он, как обычно иронично, но очень точно написал:
Почему 2045? Александр Панов из Института Штернберга, изучая длительность временных интервалов, разделяющих ключевые моменты в истории цивилизации (первый из них - возникновение жизни на Земле) и экстраполируя обнаруженные закономерности в будущее, пришел, в сущности, к выводу, что оно не простирается в бесконечность, а ограничено точкой 2045. К такому же выводу пришел и австралиец Снукс (кривая Снукса-Панова). Это гипербола с асимптотой t=2045. Такую форму гиперболических катастроф имеют многие цивилизационные параметры, такие как численность населения, ВВП и т.д. Я только не помню, все ли они сконцентрированы вблизи одной асимптоты или заметно разбросаны. Похоже, что вблизи одной. Вот эту-то катастрофу и обсуждают господа, собравшиеся в хорошей гостинице. Ке фер? Фер-то ке? И название у нее есть — Технологическая Сингулярность.
Математически это красиво, а физически — ясен пень! — бессмысленно. Хотя мысль о фрактальном характере пространственно-временных структур, объединяющем мир в единое целое, мало сказать красива, она красива настолько, что даже может оказаться истиной!
В конце концов, многие вещи могут оказаться не столько свойствами объективной реальности, сколько чертами математической модели, применяемой для ее описания. Кто тут думает, что в российском или украинском селе через 30 лет будет что-то сильно отличаться от того, что делается сейчас? Я, конечно, не имею в виду стиральные машины... Сингулярность, возможно, и будет, но ведь несерьезно обсуждать как инструменты перехода через нее перелет (межзвездный!) на другую планету или массовое переселение сознания в тела киборгов.
Мне уже приходилось несколько раз писать о проекте «Россия 2045», в частности «Не желаете стать киборгом?» — манифест 2045.  Мне он с самого начала показался любопытным. Сейчас, конечно, можно было бы поиронизировать: действительно, неужели ученым больше нечего делать, как предлагать нам всем стать киборгами и осуществлять программу, которую они назвали «Аватар»? Но это было бы смешно, когда бы не было так… актуально! Оказалось, что во время проведения конгресса в Москве Министерство обороны США и Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) заявили о запуске проекта «Аватар». Речь идет о человекоподобном роботе с системой управления мозг-компьютер, который будет использоваться в ходе военных операций. Цель данной разработки в том, чтобы «дать возможность роботам выступать в качестве суррогатного солдата».
Но суть не в «новой военной угрозе США», а в том, что ученые, собравшиеся в Москве, практически декларировали, что отказываются работать на корпорации, помогать капитализму как системе, которая завела человечество в тупик, в том числе и в военный тупик. Об этом говорится в Манифесте Барри Родрига.
Чуть ниже я помещу текст этого манифеста. Но сначала о самом Барри Родриге.
Когда я читала его биографию, я вдруг подумала о том, что мы не знаем, что такое свободное сознание. Даже те люди, которые сегодня борются за «свободу». От кого? Для кого? От чего?.. У нас в России мы уж очень привязаны к обстоятельствам собственной жизни, к нашей истории, из которой мы все время пытаемся вытянуть что-то для настоящего, к политике… По-моему, Сократ сказал: «Если мыслишь, научись мыслить шире…» Пример Барри Родрига говорит о том, что такое возможно.
Обладатель гранта Фулбрайта и выпускник Evergreen State College (Вашингтон), Университета Лаваля (Квебек), доктор Родриг работает географом и археологом в научно-исследовательских проектах, относящихся к этническим и глобальным сетям, в чем выражается его активная позиция ученого и активного гражданина мира. В настоящее время Барри Родриг является профессором Университета Южного Мэна (США), где он основал подразделение, изучающее Общую Глобальную и Универсальную Историю. Живет он вместе с женой Пенелопой, сыном Кенайем и внуком Дмитрием на побережье штата Мэн.
В течение 20 лет Барри Родриг работал на Аляске этнографом, полевым биологом, журналистом и ловил рыбу. Там он основал международный журнал «Архипелаг», куда собирались песни, рассказы и музыка для легендарного «Folkways Records», ставшего доступным благодаря Смитсоневскому институту. Все его проекты и сферы интересов перечислить невозможно. Да это и не нужно…

Манифест Барри Родрига на конгрессе GF2045:
«Будущее – это измерение, к которому стремятся все формы жизни»

Будущее – это измерение, к которому стремятся все формы жизни. В движении современного общества особенно быстрыми являются технологические инновации, развивающиеся экспоненциально.
Подобные инновации имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Некоторые инновации улучшают качество жизни (в области медицины, питания и жилья), некоторые же технологии обеспечивают лишь развлечения. А некоторые привносят в мир дисбаланс и неравенство, как например, исключение целой группы людей из мирового процесса или деградация планетарного биома. А развитие орудий массового уничтожения несет в себе определенные негативные последствия.
В основном, эти проблемы не предумышлены. Мало кто намеренно пытается навредить другим. Большинство трагедий, как например, химическая авария в Бхопале, ядерная авария в Чернобыле или разлив нефти в Мексиканском заливе, были случайностью. И тем не менее, эти проблемы выражают ценности, заботы и приоритеты сегодняшней мировой цивилизации.
Денежное вознаграждение и то, что можно на него приобрести, стало общим стандартом современного мира. Потребительство в крупном масштабе существует рядом с бедностью. Даже беднейшие слои населения стремятся к банальным формам потребительства. Это результат монополий рынка и всеобъемлющих средств массовой информации. Это также указывает на то, насколько мы не ценим предметы первой необходимости, такие как воду или деревья, пока их не сбывают под маркой «Perrier» или «Ikea».
Зачастую натуральные мировые ресурсы и технологическая креативность – явления очень дорогостоящие. Например, в поисках краткосрочной прибыли общество использует скабрезные устаревшие энергосистемы. Результат – загрязненные города, сокращение нефтяных ресурсов. Это грозит будущим поколениям проблемами со здоровьем и ухудшением окружающей среды, недостатком энергоресурсов для корректировки этих проблем. Такие противоречия можно увидеть везде в современном мире. Действительно, есть угроза появления «островков», населенных образованной и состоятельной элитой, что окружены смертью и распадом.
Быстрое искоренение видов растений и животных и экосистем в мире серьезно угрожает коллективному биому планеты. Все мировые кризисы взаимосвязаны между собой, поэтому национальное управление технологическими инновациями, производством и маркетингом лежит в центре не только нашего благополучия, но и выживания на земле.
Как инновация может адресовать проблемы ценностей и приоритетов?
Большинство людей на земле не имеют доступа к наукоемким технологиям. 30% людей имеют доступ к информационным и компьютерным технологиям. На самом деле это не значительна цифра: только 2 миллиарда человек из 7. Вдобавок, большинство из этих «неподключенных» граждан испытывают недостаток в чистой воде, калорийной пище, медобслуживании, нормальных жилищных условиях, образовании. Если бы эти люди не были отрезаны от мирового процесса, они бы внесли в развитие глобальной инновации огромный вклад.
Хотя инновация часто представляется как технологический процесс, ее нужно применять везде и ко всему. Нам нужны инновации в семейных делах и в бизнесе. Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему.
Необходимы глобальные механизмы для рассмотрения и регуляции инноваций. Рискованная и безответственная имплементация технологической и других видов инноваций только ради наживы, без рассмотрения последствий, представляет собой серьезную угрозу. Особенно это актуально, если принять во внимание разрушительный и быстрый характер генетического инженирования и нано-технологий. Таким образом, в тандеме с технологическими инновациями нам необходимы инновации социальных механизмов для их регулирования.
На данный момент инновация – это своего рода лоскутное одеяло. В некоторых случаях она создается отдельными личностями или группами людей, в некоторых – исследовательскими центрами, институтами или агентствами, а иногда национальными или международными программами. Иногда она исходит из военной или теоретической адаптации, иногда из нужд общества, иногда из нужд корпораций. Она действует по вертикали, горизонтали или из стороны в сторону. Интернет, как твиттер, так и электронный адрес, существенно повлияли на мировое сообщество. Но хотя обмен инновациями происходит через журналы, конференции и личную коммуникацию, по большей части он беспорядочен, несогласован и остается незамеченным.
В мировом масштабе необходима хорошо скоординированная смена парадигмы.
Враждебный, анти-интеллектуальный, ориентированный на деньги характер политической и корпоративной деятельности замедляет процесс изменения. Меня особо волнует тот факт, что технологические инновации станут оправданием для разрушения нашей планеты. Идея, что технологии дают нам право на полное потребление окружающего мира – современная форма deus ex machine, подмена богов технологиями – заложена в принципе «технологии нас спасут».
Хотя прогрессивное движение внутри капитализма, власти, религии и образования существует, оно слишком незначительное и запоздалое. Государственный и корпоративный капитализм – две стороны одной монеты, которой не купишь наше спасение. Постоянный рост и доходы капитализма невозможно поддерживать, особенно в нашем перенаселенном и стратифицированном мире. Но все-таки нам необходимы поощрение и вознаграждение труда и инновации, которые могут быть обеспечены только системой свободного рынка.
Таким образом, единственный шанс для смены парадигмы остается в руках тех, кто наиболее быстро и эффективно может собирать и распределять инновации в мире. Это потребует глобальной кооперации ученых, бизнесменов, общественных лидеров, граждан, рабочих, бедных и богатых, философов и духовных лидеров, общественных активистов и многих других. То есть потребуется новое партнерство.
Как это осуществить? Какому процессу мы должны следовать?
На московском Конгрессе Глобальное будущее 2045 мы услышали замечательные и новаторские идеи, которые безусловно очень важны, но ГЛАВНЫЙ ВОПРОС в том, как их связать, как их продвигать, как их популяризовать – чтобы создать новое мировое сознание, новую мировую цивилизацию – в то, что мой друг Дэвид Хукс называет «глобальным просвещением».

1 комментарий:

  1. В будущем материалисты придут к сверхиндустриализации, в которой из человека создадут эмоциональную модель. Потому что не знают, что такое сознание. Сознание - не информация, не эмоции и не передаётся через ДНК. Мысль - тоже не информация. К сознанию может быть перекрыт доступ. С данным перекрытием связано происхождение материализма и материалистов, как копий человека, эмоциональных моделей. Человек сотворённый имеет трансцендентальную составляющую. Материалисты её не имеют. Подробности в моём жж forlaiten.livejournal.com.

    ОтветитьУдалить