4 мая 2011 г.

Более 70% крупнейших активов страны — собственность оффшоров

Ведомости опубликовали продолжение истории о хозяевах «Домодедово».
Генпрокуратура обнаружила, что аэропортом «Домодедово» управляют иностранные компании, зарегистрированные в офшорах. Двух месяцев расследования прокурорам не хватило, чтобы выяснить реальных собственников. По документам владеют «Домодедово» два юриста — граждане о. Мэн.
...Возмущение Генпрокуратуры (вчера к ней присоединилась и Счетная палата, давшая больше конкретики, а именно — название офшора) скорее всего понадобилось для других целей. Не найдя владельцев «Домодедово», прокуроры потребовали запретить участие иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями. Иначе органы власти не могут за ними эффективно надзирать, требовать от них соблюдения федерального законодательства, а это создает опасность для обороны и безопасности страны, аргументирует предложение Генпрокуратура.
Представляется леденящая душу картина: на страну напали враги, а самолеты противника свободно приземляются в «Домодедово»!
Но возникает вопрос: как же при такой страшной угрозе безопасности наше государство спокойно отпускает в оффшорное плавание почти все частные стратегические предприятия страны?


Через зарегистрированные за рубежом компании ведет бизнес верхушка российского бизнеса. Алексей Мордашов контролирует «Северсталь» через кипрскую Frontdeal Ltd. Виктор Рашников держит 87% акций Магнитогорского металлургического комбината через две компании с Кипра — Mintha Holding Ltd. и Fulnek Enterprises Ltd. Владимир Лисин владеет 77% акций Новолипецкого металлургического комбината через Fletcher Holding Ltd.
Главная компания Виктора Вексельберга Renova Holding зарегистрирована на Багамских островах. В бизнесе Олега Дерипаски наверху пирамиды, судя по данным регистрационных палат, — две компании с Британских Виргинских островов: A-Finance и B-Finance; Basic Element, En+ и даже крупнейшая алюминиевая UC Rusal зарегистрированы на Джерси.
Через офшорные структуры владеют компаниями Владимир Потанин и Алишер Усманов.
Evraz Group, крупнейший производитель стали в стране, зарегистрирована в Люксембурге, а контролируют ее Роман Абрамович, Александр Абрамов и их партнеры через кипрскую Lanebrook. Михаил Прохоров головную компанию своего нового холдинга — Onexim зарегистрировал на Кипре.
На Кайманах «прописана» Eurasia Drilling Александра Джапаридзе — крупнейшая российская нефтесервисная компания. Там же зарегистрирован ее ближайший конкурент — Integra. Самый большой частный перевозчик грузов по железной дороге в России — кипрская Globaltrans Investment Plc. А крупнейшая российская розничная сеть супермаркетов — Х5 Retail Group N. V., зарегистрированная в Нидерландах.
Один из лидеров «новой экономики» — IT-компания IBS Анатолия Карачинского ведет бизнес через IBS Group Holding Ltd. с о. Мэн. Наконец, машиностроительный холдинг «Тракторные заводы», объединяющий около 20 заводов, выпускающих тракторы, экскаваторы, дорожную технику и даже танки (более чем стратегический товар!), управляется через голландскую Machinery & Industrial Group N. V.
В общей сложности более 70% активов, контролируемых 30 крупнейшими российскими компаниями, — собственность оффшоров, подсчитал главный редактор журнала «Свободная мысль» Владислав Иноземцев. Но тогда становится непонятно, почему аэропорт в руках оффшорной компании — это опасно, а когда таким же образом управляются металлургическая промышленность, перевозка грузов, торговля нефтью, углем, машиностроение, телекоммуникационный сектор, розничная торговля и все остальное — это не угроза .

Наиболее интересные комментарии
– Мне понравилась редакционная статья тем, что в ней приведен большой список иностранных собственников. Теперь стали более понятны проблемы российской экономики - почему в ней нет обновления производственных фондов и технологий; почему 20% ВВП уходит за рубеж вместо того, чтобы вкладываться в развитие; кто грабит страну и её население; кто прикрывает весь этот грабёж законами.

– Вот, что значит, приглянулся чужой Актив. Любым путем близкие Власти «эффективные менеджеры» хотят получить его в свои руки. Не мытьем, как говориться, так катаньем! Ну а тактика знакома до боли: зачем договариваться и перекупать, когда можно просто отнять...

– На сайте «Власть семей 2011» подробно указано, что Левитин и Фрадков решили отнять бизнес а/п Домодедово у Каменщика и Когана. А то, что обнаружила генпрокуратура — обычный заказ со стороны этих 2-х министров.

– Чему удивляться. Наши «высокие» лица умоляют инвесторов вкладываться в российскую экономику, вот они и вкладываются, скупая наши предприятия, а законоблюстители делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат, а значит, что ничего и не скажут.

– Вообще, тема ухода в оффшор простейшая, и основа её — эффективность.
Мне приходилось сталкиваться с особенностями корпоративного управления в рамках права BVI, Кайманов, Белиза и т.п. Страшно представить, насколько это дешевле и проще делать там. Представьте, что любую компанию или долю в ней можно продать за 1 час без согласований, подтверждений платежа, без связанных с этим налоговых и административных проблем, замены устава и т.п. Нужно всего лишь отправить письмо установленной формы Регистратору (частному реестродержателю) и переход прав собственности свершился...
Я уже не говорю про спектр доступных там вариантов финансирования бизнеса и отсутствие связанных с этим налоговых последствий...
В бизнесе всё решают бывает не то, что дни, а часы! И временные рамки и практика РФ может затруднять M&A и т.п. Потому все там и зарегистрированы, IMHO.

– Если оффшоры такие эффективные, то почему тогда все цивилизованные самые развитые экономики мира с ними борются? Почему самые эффективные и производительные экономики мира не используют оффшорных схем собственности? Ответ простой – эффективная экономика должна иметь открытую и транспарентную систему собственности… Оффшор – это инструмент коррупции и только этим и выгоден. В современных цивилизованных обществах собственники и бенефициары ни от кого не скрываются. Эффективная экономика – это открытая экономика. Легитимная собственность – это транспарентная собственность. Все остальное рано или поздно будет или отобрано или пересмотрено.
Оффшоры – это основа и питательная среда коррупционной экономики. Не ликвидировав оффшорной экономики и оффшорных схем собственности, нам никогда не справится с коррумпированной системой управления государством, с коррумпированными чиновниками.
Даже странно на форуме передовой газеты встретить столько много отсталых варварских взглядов на схемы собственности. Вы что люди, из девяностых только что вылезли? Все еще в малиновых пиджаках ходите?

– Надо полагать, своим бизнесом управлять через оффшоры можно, а чужим нельзя потому, что свои в рамках неких договоренностей отстегивают часть оффшорной прибыли на прокорм системы, а кое-кто — нет. И серовикам обидно, что миллиард $ прибыли уплывает мимо, без заноса в карман.
Других логических объяснений не вижу. «Своим — все, врагам — закон», в нынешней российской интерпретации — отдельным врагам прописывают персональный закон вроде «О безопасности в сфере авиаперевозок». Танки, нефть и алюминий пусть по-прежнему оффшорят, этим можно...

Комментариев нет:

Отправить комментарий