Вчера телеканал «Культура» показал документальный фильм «Свалка». И смотреть-то не очень хотелось: опять какая-нибудь черная чернуха… А вот теперь не дает покоя мысль, почему каждый из нас живет с убеждением, что «от меня ничего не зависит»? Это от нашей несвободы? От нашего неверия в собственные силы? От того, что мы не знаем, что делать? Я имею в виду каждого человека, прежде всего себя.
Итак, жил-был бразильский молодой человек Вик Мунис. В случайной драке ему прострелили ногу, «стрелок» оказался состоятельным человеком и откупился от Вика. На эти деньги Вик уехал в США, где работал, кем попало и, как у нас говорят, «нахлебался шилом патоки». Но стал он — художником, который делает современное искусство. Не запомнила всего, но у него есть серия портретов детей, выполненных из сахарного песка.
Итак, жил-был бразильский молодой человек Вик Мунис. В случайной драке ему прострелили ногу, «стрелок» оказался состоятельным человеком и откупился от Вика. На эти деньги Вик уехал в США, где работал, кем попало и, как у нас говорят, «нахлебался шилом патоки». Но стал он — художником, который делает современное искусство. Не запомнила всего, но у него есть серия портретов детей, выполненных из сахарного песка.
Вик Мунис на свалке Жардим Грамашу |
…Его не озлобило ни первое, ни второе, ни третье, ни десятое. Когда ему пришла в голову мысль поехать поработать на свалке в родную Бразилию, у него был дом, жена, маленькая дочка. Вик Мунис был при этом улыбчивым доброжелательным человеком (таким и остался). Он не имел ни малейшего представления, пустят ли его эту свалку, будет ли там с ним кто-то разговаривать, позволят ли ему делать картины… Впрочем, он еще и не знал, какие картины он сможет там делать.
Самая огромная в мире мусорная свалка в Бразилии Жардим Грамашу особенного впечатления не производит: свалка и свалка. Масштабы ее непонятны, сверху, с борта вертолета все это выглядит как некий пейзаж, выполненный из неизвестной фактуры. Это мнение художника. Мне, зрителю фильма, эти кадры вообще ничего не сказали. Вот едущие друг за другом грузовики, вываливающие мусор — это понятно. До сих пор кажется, что в носу — запах гнили…
Еще в девяностые годы Александр Невзоров показывал наши свалки. Это было угнетающее зрелище с еще более угнетающим комментарием. А Вик Мунис и режиссер фильма Люси Уокер увидели просто свалку — как реальный факт. Мусорные свалки существуют на тех же основаниях, что и производство, жилые кварталы, свинофермы и т.д. — они просто есть. Каждый человек производит в день 1 кг мусора. Половина этого мусора — вторсырье, которое можно переработать. Благодаря этому зритель, в данном случае я, смотрела на горы мусора без всяких эмоций, не оценивая «варварства нашей цивилизации» или «проклятых буржуинов, которым наплевать», в каких условиях живут и работают бедняки.
На свалке работают 3 тыс. человек |
А на мусорной свалке Жардим Грамашу работают и живут неподалеку 3000 человек. Пафос фильма Невзорова состоял в том, что свалка — это место, где можно жить, потому что в мусоре, оказывается, можно найти все: от письменного стола, кровати и шляпы до самых изысканных деликатесов. Но прежде всего, на свалке можно зарабатывать деньги — 20-25 долларов в день. И люди, особенно женщины, говорят об этом с достоинством: «Мы работаем честно, мы не идем на панель и не продаем свое тело…»
Еще до приезда художника молодой человек (его сложного бразильского имени я, к сожалению, не запомнила) создал ассоциацию сборщиков мусора. Никто не верил, что это возможно, а он вместе с товарищами это сделал. Ассоциация доказала, что у них есть права, хотя, конечно, их надо отстаивать каждый день.
И вот на эту свалку, которая живет своей непростой жизнью, приезжает художник Вик Мунис со своим коллегой. Сначала они просто ходят и смотрят, знакомятся с директором «предприятия», с председателем ассоциации, начинают здороваться с людьми, облетают свалку на вертолете… Видимо, художник пытается понять, какая образная система может здесь показать людей и саму жизнь в этих условиях. Потом он обращается к одному, другому, третьему: «Можно вас сфотографировать?..» И люди, смеясь, улыбаясь, хохоча, прихорашиваясь, с удовольствием фотографируются. Так на рабочем столе в ангаре, где работает Вик, на большом столе возникает первый изобразительный ряд: десятки фотографий, пока еще достаточно случайных. Затем в голове художника, видимо, что-то щелкает — и он делает свою первую инсталляцию: в пустую выброшенную кем-то ванну укладывает молодого человека. А тот с радостью участвует в этом неожиданном действии: «Отойдите, я буду изображать мертвого!..» Впоследствии именно эта фотография, ставшая художественным произведением, будет куплена на Лондонском аукционе за 32 тыс. фунтов (50 тыс. долларов). Ее «герой», лежащий в ванне, получит эти деньги и в слезах позвонит матери: «Мама, ее купили! Мы заработали 50 тыс. долларов!..»
Еще до приезда художника молодой человек (его сложного бразильского имени я, к сожалению, не запомнила) создал ассоциацию сборщиков мусора. Никто не верил, что это возможно, а он вместе с товарищами это сделал. Ассоциация доказала, что у них есть права, хотя, конечно, их надо отстаивать каждый день.
И вот на эту свалку, которая живет своей непростой жизнью, приезжает художник Вик Мунис со своим коллегой. Сначала они просто ходят и смотрят, знакомятся с директором «предприятия», с председателем ассоциации, начинают здороваться с людьми, облетают свалку на вертолете… Видимо, художник пытается понять, какая образная система может здесь показать людей и саму жизнь в этих условиях. Потом он обращается к одному, другому, третьему: «Можно вас сфотографировать?..» И люди, смеясь, улыбаясь, хохоча, прихорашиваясь, с удовольствием фотографируются. Так на рабочем столе в ангаре, где работает Вик, на большом столе возникает первый изобразительный ряд: десятки фотографий, пока еще достаточно случайных. Затем в голове художника, видимо, что-то щелкает — и он делает свою первую инсталляцию: в пустую выброшенную кем-то ванну укладывает молодого человека. А тот с радостью участвует в этом неожиданном действии: «Отойдите, я буду изображать мертвого!..» Впоследствии именно эта фотография, ставшая художественным произведением, будет куплена на Лондонском аукционе за 32 тыс. фунтов (50 тыс. долларов). Ее «герой», лежащий в ванне, получит эти деньги и в слезах позвонит матери: «Мама, ее купили! Мы заработали 50 тыс. долларов!..»
Инсталяция |
Картина из мусора |
Фотографии для художника стали основой грандиозных произведений, созданных… из мусора. Он делал огромные фотографии, 5-10 квадратных метров, и на этом полотне, ползая, как муравьи, сами сборщики раскладывали мусор: мелкий черный по контурам лица, рук, фигуры, а вокруг — цветовые композиции из самого разного мусора. Затем уже готовые произведения фотографировалось заново, как-то, видимо, обрабатывалось технически, но это уже неважно. Несколько десятков таких произведений стали основой выставки Вика Муниса, которую за один 2009 год посетило больше миллиона человек. Выставка объехала весь мир. Большее количество зрителей собирают только картины Пикассо.
Первыми ее зрителями в Бразилии стали сборщики мусора. Как они одевались! Как мыли головы! С какими лицами выходили из своих лачуг, чтобы ехать на выставку!.. Большинство из них впервые были в музее. «Ведь это я… какая красота…» — плакала пожилая повариха, которая готовит еду для всех сборщиков мусора из отбросов. На свалке действительно можно найти любые продукты, их отбирают ребятишки. А Вик Мунис, обняв женщину за плечи, уговаривал: «Не надо плакать, сейчас время радоваться…» Все деньги, вырученные за картины, он отдал сборщикам мусора — и они сумели ими распорядиться очень разумно. Кто-то ушел со свалки навсегда, кто-то ушел — и вернулся… Теперь у них есть библиотека (из тысяч книг, выброшенных в мусор) и компьютерный класс. Их ассоциация стала лидером движения мусорщиков всего мира. В нынешнем году власти Бразилии будут закрывать мусорную свалку Жардим Грамашу. А люди, которые там еще работают, не пропадут. Потому что они — люди. Когда один из них начал тонуть в мусоре, и у него оказались сломаны обе руки и ноги, двадцать его товарищей сдали для него кровь, банк крови в больнице был переполнен…
А Вик Мунис сказал так: «Я хотел как-то помочь этим людям… и ошибся… это они помогли мне…»
Первыми ее зрителями в Бразилии стали сборщики мусора. Как они одевались! Как мыли головы! С какими лицами выходили из своих лачуг, чтобы ехать на выставку!.. Большинство из них впервые были в музее. «Ведь это я… какая красота…» — плакала пожилая повариха, которая готовит еду для всех сборщиков мусора из отбросов. На свалке действительно можно найти любые продукты, их отбирают ребятишки. А Вик Мунис, обняв женщину за плечи, уговаривал: «Не надо плакать, сейчас время радоваться…» Все деньги, вырученные за картины, он отдал сборщикам мусора — и они сумели ими распорядиться очень разумно. Кто-то ушел со свалки навсегда, кто-то ушел — и вернулся… Теперь у них есть библиотека (из тысяч книг, выброшенных в мусор) и компьютерный класс. Их ассоциация стала лидером движения мусорщиков всего мира. В нынешнем году власти Бразилии будут закрывать мусорную свалку Жардим Грамашу. А люди, которые там еще работают, не пропадут. Потому что они — люди. Когда один из них начал тонуть в мусоре, и у него оказались сломаны обе руки и ноги, двадцать его товарищей сдали для него кровь, банк крови в больнице был переполнен…
А Вик Мунис сказал так: «Я хотел как-то помочь этим людям… и ошибся… это они помогли мне…»
«Неужели это я? Как красиво...» |
Он привез им уменьшенные копии всех картин и, взяв в руки дрель, стал развешивать на стены лачуг. «Как, сюда эту красоту?... Вы не представляете, что значит для меня эта картина…»
Так почему же мы, сидя на своей «свалке», только злимся, только ненавидим, только предъявляем претензии — правительству, начальникам, заокеанским «негодяям», друг другу и самим себе? Россия, дай ответ! Не дает ответа…
Фильм «Свалка». Справка
Номинация на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» — 2011 г.
Берлинский кинофестиваль: Приз зрительских симпатий (программа «Панорама») и Приз международного комитета по амнистиям — 2010 г.
Кинофестиваль в Сиэттле: Лучший документальный фильм — 2010 г.
Кинофестиваль Сандэнс: Приз зрительских симпатий в программе документального кино World Cinema — 2010 г..
Международная ассоциация документального кино (IDA): Лучший фильм года и специальный приз Pare Lorentz — 2010 г.
Смотрите фильм «Свалка». Он есть в Интернете.
В поисковике нужно набрать «Фильм «Свалка» смотреть он лайн»
Фильм «Свалка». Справка
Номинация на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» — 2011 г.
Берлинский кинофестиваль: Приз зрительских симпатий (программа «Панорама») и Приз международного комитета по амнистиям — 2010 г.
Кинофестиваль в Сиэттле: Лучший документальный фильм — 2010 г.
Кинофестиваль Сандэнс: Приз зрительских симпатий в программе документального кино World Cinema — 2010 г..
Международная ассоциация документального кино (IDA): Лучший фильм года и специальный приз Pare Lorentz — 2010 г.
Смотрите фильм «Свалка». Он есть в Интернете.
В поисковике нужно набрать «Фильм «Свалка» смотреть он лайн»
Вот именно: не дает ответа...Хотя ответом можно считать книгу Дмитрия Быкова "Списанные", выпущенную в 2008 году в Москве издательством "ПРОЗАиК".Правда, после этого "ответа" могут возникнуть новые вопросы, но это не страшно. Было бы желание на них отвечать.
ОтветитьУдалитьспасибо вам что высказались
ОтветитьУдалитьВчера тоже смотрела Свалку
жалею что не с начала
тоже думала что чернуха
Потрясающе
все еще под впечатлением
вот стала искать инфу в инете