25 января 2011 г.

Владимир Высоцкий: актуален, как никогда



Сегодня, 25 января, — не только Татьянин день. В этот день 73 года назад родился Владимир Семенович Высоцкий.
Летом прошлого года мне уже приходилось писать, что мы прожили 30 лет не БЕЗ Высоцкого, но именно — вместе с ним. Во всяком случае, я и все, кто жил, радовался и страдал, помещая внутрь себя его песни, в которых есть все, вся наша больная, измученная страна.
Именно сегодня, особенно в свете того, что я пишу последнее время, мне захотелось поздравить вас, уважаемые читатели песней В.С. «Там у соседа пир горой...» Не самая популярная песня Высоцкого, но зато одна из самых честных, где не «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал», а «я пошел, попил-поел — не полегчало»...
На какую тусовку нас сегодня ни пригласи, какие ковровые дорожки перед нами не раскатывай, а уйдем мы к своему корыту именно с этим: «ну, я пошел, попил-поел, не полегчало».
Перестройка когда-то начиналась с такого анекдота:
- Вот видишь, у него Мерседес, и у тебя такой будет.
- А у него?
- Ну... У него, наверное, будет личный самолет.
- Если у него будет личный самолет, мне даже «Запорожец» не нужен.

И вот мы ходим, сидим, бубним, кричим, орем: сволочи, что со страной сделали, разворовали, нахапали, карманы набили, людей по миру пустили... А мы-то все где были, пока они страну по миру пускали? Смотрели через занавески:
Там у соседа пир горой
И гость солидный, налитой,
Ну и хозяйка — хвост трубой —
Идет к подвалу...
Нам было смерть интересно, как это они, новые буржуины живут, в каких макияжах разгуливают, каких собачек на руках держат, как дверцу машины захлопывают... Потом на себя глянули:
А у меня постены появились,
Я их гоню и так, и сяк — они опять.
Да в неудобном месте чирей вылез.

Пора пахать, тут — ни сесть, ни встать.
О, какие дела! Где уж тут новую жизнь строить, когда никак чирей не вывести...
Я, конечно, утрирую. Но ведь и Владимир Семенович  писал не «картинку с натуры», а образ нашей безобразной зависти, мелкой подлости друг к другу и злобы.
...И посредине этого разгула
Я пошептал на ухо жениху —
И жениха как будто ветром сдуло,
Невеста вон рыдает наверху.
Помню, как трудно мне было объяснить своему десятилетнему сыну, что герой песни — совсем не тот герой, который заслуживает сострадания. Хотя и заслуживает — тоже.
И я запел про светлые денечки,
Когда служил на почте ямщиком...
Да, этот мрачноватый дядька, «в обнимочку с обшарпанной гармошкой (меня и пригласили за нее)», держит внутри себя какой-то свет.
Да и соседи, так раздражающие героя своим благополучием, совсем не такие ужасные:
Наутро там всегда покой,
И хлебный мякиш за щекой,
 И без похмелья перепой, 
Еды — навалом...
Там много чего умного и глубинного есть в этой песне Владимира Семеновича... Как большой художник он видел Россию — разную, и любил ее — разную. Не только праведную, но и вороватую, хамскую, жлобскую, потому что в каждой русской душе есть хотя бы крошечный огонек того света, который «замечает Господь».
А у меня и в ясную погоду
Хмарь на душе, которая горит...
Даже хмарь в наших душах — горит. Пусть она выгорит, как выгорает болотная гниль, а огонь души поднимется к небу столбом света, в котором мы увидим Бога, Ангела или грядущую Россию.
С днем рожденья, Володя!




1 комментарий:

  1. Этот текст я разместила в сообществе "Владимир Высоцкий = личность на все времена" http://my.mail.ru/community/19382501/
    Там появились вот такие комментарии:
    Андрей Шелков, 25-01-2011 14:29
    Тема: Re: С днем рожденья, Володя!
    Наталья, спасибо за прекрасное "поздравление". Особенно мне понравился Ваш акцент, что "даже хмарь в наших душах — горит". Но думаю, что эта песня вовсе не "одна из самых честных". На мой взгляд, она - одна из самых реалистичных, раскрывающих "русский характер". Таких песен у Высоцкого - десятки от "Речки Вачи" и "Диалога у телевизора" до «Час зачатья я помню не точно…». Понятие "честность", по-моему, по смыслу ближе к словам «честь», «совесть», «искренность», «нравственность»… Я бы к ним отнес «Чужую колею», «Две судьбы» и др… Т.е. те, где душа работает на износ. Песня же «Смотрины», как мне кажется, у Высоцкого случилась вдруг, без особых творческих мучений и переживаний. Слишком легко и естественно она льется. А на такое способен только «поцелованный Богом» человек, кем и был Владимир Семенович.
    Извините за занудство. Еще раз спасибо.

    Владимир Поляков, 28-01-2011 00:16
    Тема: Re[2]: С днем рожденья, Володя!
    Андрей, рад встретить тебя на сайте в такой день... Но хочу поспорить...о честности. Ты ведь сам пишешь, что песня "одна из самых реалистичных, раскрывающих "русский характер". Разве это не честность... Когда о
    русском характере, о русской душе говорятся не самые лестные слова... И это изнутри, с таким тонким пониманием и описанием мыслей и чувств. "...должно литровую огрел, ну и,конечно, подобрел..." или "...уже невеста брагу пьёт тайком..." или "...потом поймали жениха и долго били..." Разве это не горькая ирония, разве нам это не знакомо... В этой песне всё наше нутро, которое поутру мы стараемся поскорей забыть... Типа " ...а где был я вчера, не найдёшь днём с огнём..." Если ты попадал в хорошие драки в русской деревне, то помнишь какими нежными и застенчивыми бывают с утра злые, ночные драчуны... Им стыдно... Они идут мириться с бидонами самогона. Сами не понимают, что из них вылезло по пьяне... А вылезла из них широкая, но забитая и затравленная русская душа, которая "по трезвости" всё терпит... Не любим мы об этом говорить , а Володя рассказал, да так точно, что ни убавить , ни прибавить...

    ОтветитьУдалить