Сегодня я прочитала: «Где-то они встретились и что-то новое пишут...» Увы, возможно, они и встретились, только мы никогда не узнаем, о чем они теперь напишут.
Представляют ли себе сегодняшние, уже взрослые, люди, чем были книги Стругацких для читающего Советского Союза… Для тех, кто тогда знал, что они пишут, где и что вот-вот выйдет, как прятать «Неву» с «Обитаемым островом», изъятую из библиотек, как отнестись к их «оправданиям» через посредство «Литературной газеты» за «Гадких лебедей», опубликованных на Западе…
Да, конечно, тетралогия «Малыш», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» — это мир, в котором можно пребывать всю оставшуюся жизнь, разгадывая загадки Стругацких. Я там и живу всю жизнь, читая и перечитывая уже разваливающийся том... Мой сын взял себе ник levabalkin. Когда ему было 13 лет, мы впервые вместе посмотрели «Сталкера». Фильм кончился, и мой сын обвел взглядом книжные полки: «А где у них про это написано?..» И я сняла с полки «Пикник на обочине». Стругацкие — это то, что я смогла передать сыну из рук в руки, большая часть нашей общей жизни. И в этой жизни очень многое «измеряется» Стругацкими. Это очень личное, но очень важное дополнительное измерение времени и пространства, взаимоотношений между людьми. Их герои, подчас совсем не героические, с детства стали главным нравственным ориентиром: рыжий Михаил Быков, Юрковский, написавший гениальную песню «Ты слышишь печальный напев кабестана...», Дауге, сражавшийся не только с марсианскими песчаными бурями, но и с хищными вещами нашего века....
Пару лет назад, в связи с «Дождем из мертвых птиц» возникла ясная ассоциация: как Тойво Глумов считал «природные аномалии». Он просчитывал «странные» флуктуации: гибель китов, которые внезапно выбрасывались на берег, отказ какого-то процента родителей делать безобидную прививку ребенку… «Фукаимфобия» — так назвали это Стругацкие. Были еще необъяснимые явления с членами межпланетных экспедиций, летающих по одному, тоже странному маршруту… Всем этим Тойво Глумов, отказавшийся успешной карьеры Прогрессора и ставший котр-прогрессором под началом Максима Кеммерера, занимался потому, что ему пришла в голову простая мысль: «пока он, потрясая гульфиком и размахивая шпагой, топчется по булыжникам Арканарских площадей, здесь… какой-нибудь ловкач в модном радужном плащике прохаживается по площадям Свердловска…»
Каждое чрезвычайное обстоятельство на Планете вызывает приступ паники и ощущение, что «кто-то» уже нажал соответствующие кнопки и теперь начнется… Стругацкие тоже поспособствовали тому, что мы ищем «врага», пытающегося изменить нашу жизнь. Правда, они тогда не знали, что никакого Свердловска у нас не будет, а будет Екатеринбург...А «враг», которого искал Тойво Глумов, располагался в нем самом, что так гениально было предсказано в «Меморандуме Бромберга». С моей точки зрения, там гениально каждое слово, но я приведу один абзац (желающие могут прочитать книги, благо это теперь доступно):
Так что данная футорологическая линия наших великих советских фантастов не уводит нас ни в какие противостояния типа «СССР — Запад». Напротив, появляется страстное желание «объять необъятное», попытаться проникнуть за мишуру повседневной жизни и найти в ее глубинах нечто стоящее внимания человека и всего человечества.
Никогда в голову не приходило, что книги Стругацких — антисоветские, как это теперь пытаются представить очень многие. Согласиться не могу: я была первым читателем их книг, начиная со «Страны багровых туч» в 1963 году.
Да, во время путча 1991 года мы цитировали Стругацких: «А потом пришли серые кардиналы….» Все революции так кончаются, в этом ничего удивительного как раз нет. А вот то, что имеет, с моей точки зрения, непосредственное отношение к сегодняшней ситуации на Планете Земля и нашей жизни, — это «Гадкие лебеди».
Страшная, до жути реальная — с оружием, военными, лагерями — ситуация, и в то же время — некая мистика, с «мокрецами», живущими под землей, которые чему-то учат детей… И вот дочь главного героя произносит сакраментальные слова «Мы думали туман…» И где-то там, внутри подземелий, в детских головах и головах их Учителей, происходит невероятное: Город меняется, как в кино, на глазах, превращаясь из мерзостной затхлой тюрьмы в счастливый мир:
Когда не стало Аркадия Натановича Стругацкого, в тексте его памяти я процитировала максима Кеммерера:
А теперь за все отвечаем мы сами, их читатели.
И сегодня, как мне кажется, очень важно напомнить, что Леонид Горбовский, Председатель Мирового Совета, герой многих романов Стругацких, заставлял всех понимать и принимать: «Из всех возможных решений выбирай не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и, уж, конечно, не самое эффективное. Из всех возможных решений выбирай самое доброе».
Представляют ли себе сегодняшние, уже взрослые, люди, чем были книги Стругацких для читающего Советского Союза… Для тех, кто тогда знал, что они пишут, где и что вот-вот выйдет, как прятать «Неву» с «Обитаемым островом», изъятую из библиотек, как отнестись к их «оправданиям» через посредство «Литературной газеты» за «Гадких лебедей», опубликованных на Западе…
Да, конечно, тетралогия «Малыш», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» — это мир, в котором можно пребывать всю оставшуюся жизнь, разгадывая загадки Стругацких. Я там и живу всю жизнь, читая и перечитывая уже разваливающийся том... Мой сын взял себе ник levabalkin. Когда ему было 13 лет, мы впервые вместе посмотрели «Сталкера». Фильм кончился, и мой сын обвел взглядом книжные полки: «А где у них про это написано?..» И я сняла с полки «Пикник на обочине». Стругацкие — это то, что я смогла передать сыну из рук в руки, большая часть нашей общей жизни. И в этой жизни очень многое «измеряется» Стругацкими. Это очень личное, но очень важное дополнительное измерение времени и пространства, взаимоотношений между людьми. Их герои, подчас совсем не героические, с детства стали главным нравственным ориентиром: рыжий Михаил Быков, Юрковский, написавший гениальную песню «Ты слышишь печальный напев кабестана...», Дауге, сражавшийся не только с марсианскими песчаными бурями, но и с хищными вещами нашего века....
Пару лет назад, в связи с «Дождем из мертвых птиц» возникла ясная ассоциация: как Тойво Глумов считал «природные аномалии». Он просчитывал «странные» флуктуации: гибель китов, которые внезапно выбрасывались на берег, отказ какого-то процента родителей делать безобидную прививку ребенку… «Фукаимфобия» — так назвали это Стругацкие. Были еще необъяснимые явления с членами межпланетных экспедиций, летающих по одному, тоже странному маршруту… Всем этим Тойво Глумов, отказавшийся успешной карьеры Прогрессора и ставший котр-прогрессором под началом Максима Кеммерера, занимался потому, что ему пришла в голову простая мысль: «пока он, потрясая гульфиком и размахивая шпагой, топчется по булыжникам Арканарских площадей, здесь… какой-нибудь ловкач в модном радужном плащике прохаживается по площадям Свердловска…»
Каждое чрезвычайное обстоятельство на Планете вызывает приступ паники и ощущение, что «кто-то» уже нажал соответствующие кнопки и теперь начнется… Стругацкие тоже поспособствовали тому, что мы ищем «врага», пытающегося изменить нашу жизнь. Правда, они тогда не знали, что никакого Свердловска у нас не будет, а будет Екатеринбург...А «враг», которого искал Тойво Глумов, располагался в нем самом, что так гениально было предсказано в «Меморандуме Бромберга». С моей точки зрения, там гениально каждое слово, но я приведу один абзац (желающие могут прочитать книги, благо это теперь доступно):
«Можно ожидать, например, возникновения массовых фобий, новых учений мессианского толка, появление людей с необычными способностями, необъяснимых исчезновений людей, внезапного, как бы по волшебству, появления у людей новых талантов и т.д.»И, тем не менее, «разделение человечества на две неравные части по неизвестному параметру» произошло не по воле Странников, а вследствие чуть более глубокого изучения мозга человека. «Т-зубец Логовенко», изобретенный Стругацкими, вполне может таиться под нашей черепной коробкой. Что мы знаем о своем мозге? Правильно, ничего.
Так что данная футорологическая линия наших великих советских фантастов не уводит нас ни в какие противостояния типа «СССР — Запад». Напротив, появляется страстное желание «объять необъятное», попытаться проникнуть за мишуру повседневной жизни и найти в ее глубинах нечто стоящее внимания человека и всего человечества.
Никогда в голову не приходило, что книги Стругацких — антисоветские, как это теперь пытаются представить очень многие. Согласиться не могу: я была первым читателем их книг, начиная со «Страны багровых туч» в 1963 году.
Да, во время путча 1991 года мы цитировали Стругацких: «А потом пришли серые кардиналы….» Все революции так кончаются, в этом ничего удивительного как раз нет. А вот то, что имеет, с моей точки зрения, непосредственное отношение к сегодняшней ситуации на Планете Земля и нашей жизни, — это «Гадкие лебеди».
Страшная, до жути реальная — с оружием, военными, лагерями — ситуация, и в то же время — некая мистика, с «мокрецами», живущими под землей, которые чему-то учат детей… И вот дочь главного героя произносит сакраментальные слова «Мы думали туман…» И где-то там, внутри подземелий, в детских головах и головах их Учителей, происходит невероятное: Город меняется, как в кино, на глазах, превращаясь из мерзостной затхлой тюрьмы в счастливый мир:
«Они не разговаривали, они полной грудью вдыхали непривычно чистый свежий воздух, жмурились на солнце и ничего не боялись. Город смотрел на них пустыми окнами, он был удивителен, этот город, покрытый плесенью, скользкий, трухлявый, весь в каких-то злокачественных пятнах, словно изъеденный экземой, словно он много лет гнил на дне моря, и вот наконец его вытащили на поверхность, на посмешище солнцу, и солнце, насмеявшись вдоволь, принялось его разрушать.Характерно, что перед этим «концом света» большая часть населения города умчалась, уехала, убежала — в ужасе и с шевелящими на голове волосами.
Таяли и испарялись крыши, жесть и черепица дымились ржавым паром и исчезали на глазах. В стенах росли проталины, расползались, открывая обшарпанные обои, облупленные кровати, колченогую мебель и выцветшие фотографии. Мягко подламываясь, стаивали уличные фонари, растворялись в воздухе киоски и рекламные тумбы — все вокруг потрескивало, тихонько шипело, шелестело, делалось пористым, прозрачным, превращалось в сугробы грязи и пропадало…»
Когда не стало Аркадия Натановича Стругацкого, в тексте его памяти я процитировала максима Кеммерера:
«Они уходят, мой Капитан. Собственно говоря, они ушли. Совсем. Несчастные, и оставив за собой несчастных.А вчера не стало Бориса Натановича. И что-то непоправимо изменилось в мире. Пока был жив хотя бы один из двоих Стругацких, казалось, что все еще поправимо. Он там как-то с братом соотнесется, посоветуется — и мы узнаем, как раскрыть еще один секрет, еще одну тайну...
Человечность. Это серьезно».
А теперь за все отвечаем мы сами, их читатели.
И сегодня, как мне кажется, очень важно напомнить, что Леонид Горбовский, Председатель Мирового Совета, герой многих романов Стругацких, заставлял всех понимать и принимать: «Из всех возможных решений выбирай не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и, уж, конечно, не самое эффективное. Из всех возможных решений выбирай самое доброе».
О Стругацких необходимо продолжить.Даже повода изобретать не надо.Достаточно процитировать "Хищные вещи века" и некоторые документы.Рядом.
ОтветитьУдалитьЛюдмила пишет:
Вместить в пост целую эпоху, или уже даже - две. !!! Пока читал Душа несколько раз развернулась и свернулась. Уход Стругацких подводит черту, есть окончание цикла,и начало нового, за который отвечаем - мы, читатели Стругацких...Сергей.
ОтветитьУдалить