19 марта 2013 г.

Сделай себя сам!



Еще когда я читала последний материал Владимира Николаевича Боглаева, у меня было желание прокомментировать отдельные его тезисы. Желание осталось, так что я попробую это сделать сейчас.
Боглаев говорит об уровне сегодняшнего образования, результатом которого является полная профнепригодность выпускников вузов. И продвигает мысль о том, что каждый сам должен учиться. Учиться, учиться и учиться. Слово «конкурентоспособность», тем более в применении к людям я не люблю, поэтому употреблять его не буду.
Собственно, в моей голове одна несложная мысль: всегда, во все времена образование человек получал САМ.
Нас было на потоке в Ленинградском Университете 100 человек. Едва ли пять из нас получили образование. Дипломы — да, а вот повысить свой интеллект, создать собственный механизм мышления, способ работы с большими информационными объемами — это удалось немногим. Мне — удалось! И не потому, что я обладала отличными от других способностями, а потому что мне очень хотелось учиться. Сам процесс учебы, многочасовое бдение в библиотеках я воспринимала как праздник.
Куда я попала? Я попала в стены Ленинградского Университета! Сами стены никого ничему не учили, но Университет открывал для своих студентов такие возможности, упустить которые было бы грешно. Как можно было пропустить курс Бялого о Достоевском? Как можно было не ходить на лекции Макогоненко? А в программе курса журналистики ничего этого не было. Как не было серьезного курса по русскому языку. Поэтому два года каждую субботу я ездила на занятия по русскому языку на филфак. Как ездила на лекции по древнерусской литературе.
В результате я стала гораздо образованнее многих свой коллег-журналистов. В профессии это оказалось не нужным. Как говорил Сергей Довлатов, с которым мы работали в одной редакции многотиражной газеты, но в разные годы, «литработником может быть моя собака Глаша». И это правда. Написать заметку в заводскую газету можно, не имея практически никаких знаний.
Не случайно, всем выпускникам вузов на производстве говорили: «Забудьте все, что вы учили в институте, это вам здесь не пригодится». И мне — не пригодилось. Пригодился сам метод «добывания» материала: я пытала работяг, как и что они делают, как называются инструменты, которыми они работают, каким транспортом они ездят на работу, и что их здесь больше всего радует. Или не радует. Они смеялись, но на вопросы мои дурацкие отвечали.
С годами, конечно, появился опыт. Плюс мое природное умение писать. И вот тогда мне пригодилось все, что я получила в Университете. Кроме того, я не согласна с Боглаевым, что процесс учебы может быть конечным. Он не кончается никогда. Как написано на моем блоге, больше всего люблю учиться и узнавать что-то новое. Это внутренняя потребность, возникшая в школе и углубившаяся затем в Универе. И это касается не только гуманитарных наук.
По-моему, эта знаменитая байка — об Энштейне. Когда к нему приходил новый лаборант, он давал ему первое задание. Если лаборант возвращался и спрашивал «А что дальше?», Энштейн его увольнял, потому что дальше его должна была вести собственная исследовательская страсть. То есть получив первое задание, лаборант не должен был вернуться, и тогда у самого Энштейна появлялась возможность спросить человека о том, что у него получается…
Раз мы коснулись Запада, не худо напомнить, что выше всего во всем мире ценятся люди, которые сделали себя сами: Self Made Men! Особенно это справедливо по отношению к молодым людям. И среди как раз них многие не сидят на попе ровно, а  изобретают что-то новое, чего до них не было.
Никто не сделает нас сильными, никто не даст нам образования, не предложит высокооплачиваемую работу, интересные проекты и т.д. Человек все должен сам. Нет навыка — получи его, есть навык — работай, ищи свое место в жизни, добивайся поставленной цели.
Когда, где в какие времена, в каких странах было по-другому?!
Моя любимая детская книжка — «Два капитана» Вениамина Каверина. Я перечитывала ее много реет каждый год. И там — красной нитью — идея о том, что человек должен, во-первых, себя воспитать, во-вторых, поставить цель своей жизни… А потом: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Почему мы (страна, люди) вдруг стали слабыми? Все ноем, ругаем правительство, Америку, капитализм… На это может уйти вся жизнь! Понятно, что все это от безделья. У большинства из нас нет работы, дела, которому можно отдать все свои силы. Вроде, куда ни кинь, всюду клин.
Но каждый из нас может что-то. Вы слышали о плоскорезе Фокина? Он создал его после инфаркта, потому что обычной лопатой ему стало капать землю не под силу. Когда плоскорез получился, он понял, что инструмент хорош и запатентовал его. И сегодня Плоскорез Фокина — самый востребованный на земле инструмент. Он не только удобный, он еще экологичный, гарантирует бережное сохранение почвенного покрова при высоких урожаях. Вот что можно сделать от большого горя! И хотя самого Фокина уже нет в живых, его Плоскорез знают во всех уголках мира.
Кто построил себе ветряк и навсегда отключился от гнусных электросетей РАО ЕЭС?.. То-то. Есть дела, которые доступны каждому.
А чтобы сомнений в этом не было, напомню одно из моих любимейших стихотворений 

Новеллы Матвеевой

Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!

Ты, говорю, не воин,
Ты, говорю, раздвоен,
Распят и четвертован,
Но ты - не из растяп.

Покуривая трубку,
Себя, как мясорубку,
На части разобрав,
Ты, может быть, и прав.

Но знаешь?- этой ночью
К тебе придут враги:
Я вижу их воочью,
Я слышу их шаги...
Ты слышишь?
Не слышишь?
Они ползут, шуршат...
Они идут, как мыши,
На твой душевный склад.
И вскорости растащат
Во мраке и в тиши
Отколотые части
Твоей больной души.

- А что же будут делать
Они с моей душой?
А что же будут делать
С разбитой, но большой?

- Вторую часть - покрасят,
А третью - разлинуют,
Четвертую - заквасят,
А пятую - раздуют,
Шестую - подожгут,
А сами убегут.

Был человек не воин,
Был человек раздвоен,
Был человек разрознен,
А все, должно быть, врал:

Прослышав о напасти,
Мигать он начал чаще,
И - сгреб он эти части,
И ничего!- собрал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий