Джозеф Кемпбелл (1904–1987), американский исследователь
мифологии, наиболее известен благодаря своим трудам по сравнительной мифологии
и религиоведению. О нем можно и нужно писать отдельно. Но меня уже давно
волнует его идея о «личном мифе»: чтобы выплыть из сумасшедшего мира в какие-то
блаженные просторы, надо определить, по какому мифу ты живешь, и попробовать
его «отыграть», как отыгрывали свои мифы первобытные племена в известных только
им ритуалах.
Джозеф Кэмпбелл |
И вот, разбираясь со своими душевными «внутренностями», меня
вдруг посетило озарение: творческие люди (а я принадлежу именно к ним)
отрабатывают в своей жизни Миф Пигмалиона.
И вот в этой точке мы отпадаем от Мифа Пигмалиона, как иные
люди отпадают от Бога.
Что случилось с Пигмалионом? Вообще-то он не был творцом и
даже скульптором. Как гласит легенда, Пигмалион был царем острова Кипр, сыном
Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил ее. Дарил ей
подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а
любовь безответной. Во время праздника, посвященного Афродите, Пигмалион
обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и
выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить свое изваяние
Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая
стала женой Пигмалиона… Еще более глубокий слой этого мифа — сказка о Спящей
красавице.
Миф Пигмалиона можно было бы трактовать как миф любви, но он
очень популярен именно как миф творения.
Что такое творение? Вопрос очень запутан философами и
религоведами. В любой церкви вам скажут, что вы — тварь дрожащая и никакого
права ни на что не имеете. Наш «тварный» мир — это какая-то ошибка Бога,
отвратительное место, где люди извратили и изгадили замысел Всевышнего... Но!
Любой человек, отваживаясь творить, уподобляет себя именно Богу (а куда
деться?). Пигмалион — частный, производный случай от общего правила. Творец
всегда бросает вызов Богу... Или Дьяволу. Эту аналогию легче всего проследить в
«Сильмарильоне» Толкина. Там мир был создан из музыкальной темы, заданной
Иллуватором и распетой Айнами, но Мелькольм ввел свою, новую тему, и даже
Иллуватор не смог ее исключить из общего замысла Симфонии Жизни — и отсюда
через долгое-долгое время возникла Тьма, Мордор и Властелин Колец.
Но есть и другие концепции. Мне уже приходилось цитировать
Станислава Грофа, который, на мой взгляд, сформулировал это достаточно точно: «Наша
Вселенная, содержащая мириады отдельных сущностей и элементов, по своей
глубочайшей природе является одним-единственным существом исполинских размеров
и невообразимой сложности... Мы в истинной своей природе тождественны с
космическим творческим принципом... Поскольку между психикой индивида, любой
частью творения и самим космическим принципом нет абсолютных границ, то каждый
из нас абсолютно тождествен с божественным источником творения…»
То есть, занимаясь творчеством, мы просто выражаем принцип
творения, заложенный в основе Вселенной. Не меньше, но и не больше. Ни один
творец не может уподобиться Богу, поскольку он является частью общего
творческого процесса, не отличаясь от женщин и Земли, которые творят саму
жизнь.
Миф Пигмалиона как прагматическая модель помогает, как мне
кажется, многое понять. В чем я вижу здесь противоречие с жизнью художника
(творца) сегодняшнего? Место Афродиты занимает социум, возведенный в ранг
божества, который и должен «оживить» наши творения, придав им статус и
социальную значимость. Не для нас! Для нас все, что мы создаем, значимо
изначально, наша награда — сам творческий процесс, который и делает нас
«проницаемыми для трансцендентного» (как писал Джозеф Кемпбелл).
Кроме того, Миф Пигмалиона совершенно иначе трактует суть
творчества — как дело сугубо интимное. Пигмалион свою ожившую скульптуру не
стал водить по рынкам и показывать за деньги, она стала его женой, возлюбленной,
ожившим творением, принадлежащим лично ему. То есть здесь весь процесс
замыкается внутри самого творца.
Как говорил Станиславский, «любите искусство в себе, а не
себя в искусстве». Я бы уточнила: любите жизнь в себе, а не себя в жизни, тем
более в творчестве.
Существует два способа творчества. Можно создавать какие-то
произведения, все больше и больше и пытаться их продавать. А можно превратить
себя в процесс творчества и стать не творцом, а творчеством. Про таких людей мы
говорим: они сожгли себя.
Кого я имею в виду? Прежде всего — Ван-Гога, это самый яркий
пример. Он шел, шел — и вошел в состояние, где уже невозможно было разделить
художника и процесс написания картины. Он переливал в полотна самого себя, свою
страсть, свое видение запредельного, которое уже не позволило ему вернуться
назад, в обычный мир. В этом состоянии он не мог думать о деньгах, о продаже
картин, о какой-то мифической «благополучной жизни» на старости лет.
Да, совсем немногие так истово отдаются творчеству.
Большинство из нас проживают самую обычную жизнь, потому что уйти в то
состояние, которое любому творческому человеку знакомо, навсегда — значит
отказаться от жизни, какой мы ее знаем. Страшно…
Кто из нас счастливее: Ван-Гог или художник, жаждущий для
своих произведений коммерческого успеха?
Мне лично кажется, что наиболее счастлив — Пигмалион. Он
сделал себя счастливым благодаря своему творчеству и благодаря безграничной
любви к своему творению.
Большего и не надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий