4 октября 2012 г.

Американские шестидесятники



Пока мы страдаем, воюем, нищенствуем, стучим кулаками… И прочее… Страна-то, господа мои хорошие, стала другая. Не волей правителей или, боже сохрани, какими реформами — в России сменилось поколение людей. «Рожденные в СССР» выросли, стали взрослыми и составляют сейчас самое активное, деятельное и совершенно новое поколение нашей не очень счастливой страны. Как говаривал Пушкин, «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Конечно (и слава Богу!) поколение это неоднородно. Среди них есть циники, прагматики, алкоголики, наркоманы… Но мне посчастливилось быть в дружеских отношениях с довольно большой группой замечательных детей, а потом молодых людей, друзей моего сына. Им сейчас немного меньше тридцати.
У них с самого начало была свобода поиска, выбора, определения своих собственных координат. И большинство из тех, с кем я знакома, выбрали для себя идеи, которые принесли в мир американские шестидесятники.
Свои шестидесятые мы знаем довольно хорошо, но если обратиться к шестидесятым в Америке, на память придут Битлы (вообще рок-музыка), движение хиппи и «сексуальная революция». Но это не совсем так. Или совсем не так. В шестидесятые годы шла война во Вьетнаме, произошел Уторгейт, про который мы мало что знаем… Был убит Джордж Кеннеди. Все эти события, безусловно, формировали самосознание американцев. Но среди них, как и среди нас, были люди, которые шли вперед, напролом, поперек всех проторенных дорог. Они были настоящими революционерами духа, поэтому я их объединила в одну компанию.
«Алан Уотс как-то спросил у меня…» — пишет в своих книгах Джозеф Кемпбэл. «Я хорошо помню мой первый разговор с Робертом Антоном Уилсоном», — говорит в предисловии к книге Уилсона Тимоти Лири. Уилсон, в свою очередь, много страниц посвящает Тимоти Лири. А также он пишет: «В том же 1963 году по югу Огайо проезжал Алан Уотс, дзенский философ, который направлялся в гости к сестре в Дэйтон. Он заехал на нашу ферму. С ним была Джано (миссис Уотс), и, наверное, именно тогда она впервые в моем присутствии произнесла слово «сеть». По мнению Джано, «сеть» — это паутина совпадений (или синхронистичностей), которая связывает все-во-вселенной со всем-остальным-во-вселенной. А ведь так оно и есть. Поначалу именно я представил Алана Уотса Джано. Это было примерно в 1960 году. Их отношения вылились в его последний, самый долгий и счастливейший брак. Второе имя Алана — Уилсон, а как вы, вероятно, заметили, это моя фамилия».
В свою очередь я могу заметить, что термин «синхроничность» был введен Карлом Юнгом, учеником которого был Джозеф Кэмпбэлл, и архетипы которого (Юнга) стали одним из краеугольных камней философского осмысления мира для всех этих людей. Как и работы Станислава Грофа, который получил первые клинически опыты по работе с ЛСД. А с ЛСД они работали все: на свой страх и риск, предпринимая и осмысливая личные путешествия в мир неведомого и невозможного. ЛСД — это отдельная страница не только в их личной жизни, но и в истории Америки, медицины, науки, а значит — всего мира.
Джозеф Кэмпбэл был бы невероятно знаменит в нашей стране, если бы кто-нибудь знал, что «Звездные войны» созданы Джорджем Лукасом под влиянием его книги «Тысячеликий герой». Лукас пригласил Кэмбэлла на премьеру фильма, и оба автора оказались удовлетворены проделанной работой.
Их нельзя назвать «группой лиц», они не представляли собой никакую группу. Они просто были знакомы друг с другом, иногда встречались, общались, перекидывались значимыми для себя замечаниями, расставались — и снова каждый оставался внутри своей судьбы и своего пути, который он выбрал.
А каждый из них выбрал идти — внутрь себя, чтобы эмпирическим путем подтвердить или опровергнуть философские концепции, религиозные догматы, нащупать, что такое Дзен и Дао, а главное — ответить самим себе, зачем и почему они оказались в этом мире и что такое этот мир, Вселенная, человек.
Все они писали книги. Эти книги изданы. Их можно читать, скачав прямо в Интернете. Но я обратила внимание, когда скачивала книги Роберта Антона Уилсона, на отметку сайта: «скачиваний 3». Я была четвертой.
Из отрывков их сочинений я попыталась составить рассказ, не столько полный, сколько интригующий — о том, что они открыли в понимании мира, об их личных экспериментах, о том, как они видели свои шестидесятые.

Карл Юнг

 Их шестидесятые

В то время вовсю разгоралась вьетнамская война, и настойчивость, с которой правительство лгало обо всем, связанном с войной, начала расшатывать социальную структуру США. По определению ученых, занимающихся теорией информации, систематическая ложь создает «ситуацию дезинформации», когда каждый человек в конце концов начинает подозревать, демонизировать и дьяволизировать всех и вся.
Пол Уотцлавик, помимо прочих исследований, ставил классические эксперименты, в которых совершенно здоровые люди начинали вести себя со всей иррациональностью госпитализированных параноиков или шизофреников — просто потому, что им намеренно и систематически лгали. Такого рода «дезинформационная» матрица настолько типична для многих сфер нашего общества (реклама, организованная религия и правительство), что некоторые психиатры, к числу которых принадлежит и Р. Д. Ланг, считают ее основной причиной психотических срывов. Когда политика лжи становится нормой жизни, паранойя и психоз становятся «нормальным состоянием». Поскольку основным лжецом шестидесятых было правительство, оно заблуждалось больше, чем кто-либо другой, так как его карта реальности стала классической дезинформационной системой. Истеблишмент начал озираться вокруг в поисках главных преступников, виновных в эскалации брожения и раскола в обществе. С единодушным одобрением на роль преступника номер один был избран Тимоти Лири.
Под вывеской «Война наркотикам» началась «война научным исследованиям».
…Увы, в средствах массовой информации суть работ Лири никогда четко не формулировалась. Там его выставляли сумасшедшим, который хотел, чтобы все принимали ЛСД, а позднее — криминальным гением, который стоял за «черным рынком», хотя именно он всеми силами пытался предотвратить его образование. И нигде (!) и ни разу (!) не сообщалось, что во время проводимых Лири исследований по ЛСД не было ни одного плохого  путешествия, ни одного  нервного срыва, ни одного  самоубийства.
Роберт Антон Уилсон

Роберт Антон Уилсон

 Очень мало американцев, даже в эти пост-уотергейтские дни, понимает, как Никсону удалось создать свою специальную тайную элитную полицию. Под вывеской «контроль наркотиков» с одобрения либералов средних лет осуществился этот оруэлловский государственный переворот. Все оказалось так просто. Наркобюджет подскочил с двадцати двух миллионов до ста сорока миллионов… Конституционные права временно отменили, а для одного легко узнаваемого слоя общества избирательно ввели закон военного времени (арест без ордера, задержание и обыск на месте, комендантский час и т. д.)… Землю окутал страх. Представителей контркультуры арестовывали, им не давали покоя, принуждали молчать. Пресса полностью обслуживала власть…
Тимоти Лири

Тимоти Лири

В ходе террористической кампании, описываемой Лири, его самого неоднократно арестовывали. Он был осужден за хранение двух сигарет с марихуаной (хотя он и утверждал, что это был подлог, но либералов не интересовали его  показания, так как новыми богами корпоративного либерализма стали полицейские). Его приговорили к 30 (!) годам  тюремного заключения, освободили под самый высокий в мире размер залога (пять миллионов долларов), похитили в Афганистане, хотя в странах, с которыми не заключен договор о выдаче преступников, такие похищения людей судебная система США квалифицирует как нелегальные, временно заковали в кандалы, затем на протяжении девятнадцати месяцев держали в одиночном заключении и на десять месяцев лишили права переписки и общения с родственниками и защитником.
Роберт Антон Уилсон

Когда я вернулся после обучения в Германии и Франции, оставалось всего три недели до знаменитого краха на Уолт-Стрит 1929 года, и в течение пяти лет я не мог найти себе работу. К счастью для меня никакого соцобеспечения у меня не было, так что все, что мне оставалось делать — это сидеть в Вудстоке, читать и размышлять о том, что это такое — мое счастье. И все это время я пребывал в блаженном волнении.
Джозеф Кэмпбэлл

Джозеф Кэмпбэлл

ЛСД


Диэтиламид d-лизергиновой кислоты был открыт в 1938 году шведским фармакологом А.Хофманом в ходе изучения свойств грибов спорыньи. Довольно случайно, делая опыты по изменению молекулярной структуры, он принял небольшое количество этой кислоты и ощутил на себе ее психологическое действие. Дальнейшие эксперименты показали, что он случайно обнаружил самый сильный из ныне известных препаратов, изменяющих сознание, — поскольку ЛСД-25 (как его кратко называют) производит характерное действие даже в столь малых дозах, как 20 микрограмм, что соответствует одной семисотмиллионной доле веса среднего человека.
Алан Уотс

Холотропные состояния можно вызвать при помощи целого ряда древних и туземных способов, так называемых «технологий священного». Эти технологии так или иначе сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, монотонное пение, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы бодрствования. Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна, обезвоживание и даже крайние физические вмешательства, такие, как кровопускание, применение сильных слабительных средств и причинение сильной боли. Особенно эффективной «технологией священного» было ритуальное употребление психоделических растений и веществ…
На протяжении моей профессиональной карьеры я лично провел свыше четырех тысяч психоделических сеансов с такими веществами, как ЛСД, псилоцибин, мескалин, дипропилтриптамин (ДПТ), метилендиоксиамфетамин (МДА), и присутствовал на более чем двух тысячах сеансов, проведенных моими коллегами. Значительная часть пациентов, участвовавших в этих сеансах, страдала различными эмоциональными и психосоматическими расстройствами, такими, как депрессии, психоневрозы, психосоматические нарушения, алкоголизм и наркомания...
Станислав Гроф

Станислав и Кристина Гроф

В своей книге «Врата восприятия» Олдос Хаксли предложил нам прекрасное описание воздействия мескалина на крайне восприимчивого человека. Это был отчет о его первом переживании замечательного преображения сознания, и сейчас, благодаря последующим экспериментам, он знает, что подобные переживания могут приводить к более глубоким постижениям, нежели те, о которых он повествует в своей книге. И хотя у меня нет оснований надеяться, что мне удастся превзойти Олдоса Хаксли в мастерском владении английским языком, мне кажется, что пришло время для обнародования более глубокого и возвышенного уровня постижения, которое может быть достигнуто посредством «препаратов, изменяющих сознание» при условии, что их принимает человек, занятый настойчивыми философскими поисками, ищущий не приятных переживаний, а понимания. Необходимо, наверное, отметить, что для меня философские размышления теряют всякий смысл, если они не получают отклика в поэтическом воображении, ведь мы познаем мир, стоя на двух ногах, а не на одной.
Алан Уотс

Алан Уотс
 
«Тимоти Лири также подчеркнул (как он делал это перед всеми репортерами), что ощущение при приеме психоделических наркотиков — это синергический результат трех неаддитивных факторов:
(1) дозировки  употребляемых препаратов;
(2) установки  — ожиданий, эмоциональных статусных игр, личностных характеристик и профессиональных способностей человека и пр.; и
(3) обстановки  — истинных событий в пространстве-времени. Репортер прекрасно это понимал и аккуратно его цитировал; мы часто удивлялись, почему другие репортеры понимали его столь убого и так возмутительно искажали его слова».
Роберт Антон Уилсон

Несколько потенциальных психотиков пересекли опасную черту — прежде всего потому, что принимали ЛСД в неблагоприятных обстоятельствах, в необычайно высоких дозах или же в безжизненной и угрожающей атмосфере госпиталей, персонал которых был убежден, что исследует искусственно вызываемую разновидность шизофрении. Поскольку узнают прежде всего о неудачах, эти случаи получили широкую огласку в прессе, которая избегает теперь печатать положительные материалы о красочных и запоминающихся психоделических переживаниях, напоминающих описанные мною в настоящей книге. Развод — это всегда новость, тогда как о счастливом браке почти никто не знает. В периодике были также намеренно искаженные публикации, как, например, нашумевшая история о нескольких молодых людей, которые, приняв ЛСД, смотрели на солнце, пока не ослепли. Психиатры подняли тревогу по поводу «разрушения мозга», хотя подтверждений эта гипотеза так и не получила. Высказывались также опасения в связи с возможными генными мутациями. Были проведены соответствующие исследования и обнаружено, что психоделики влияют на гены не больше, чем кофе и аспирин.
В виду общественной истерии, компания «Сандоз», получившая в свое время лицензию на производство ЛСД, перестала выпускать его на рынок. В то же время правительство Соединенных Штатов, которое не извлекло никаких уроков из библейского запрета, просто объявило ЛСД вне закона и предоставило решать все дальнейшие вопросы полиции. (Фактически, ЛСД была разрешена к использованию лишь в нескольких исследовательских проектах, спонсором которых выступали Национальный институт психического здоровья и военные ведомства, разрабатывающие химическое оружие.)
Алан Уотс

«Две заповеди для Нейрологической Эпохи» д-ра Лири, опубликованные в нескольких его книгах и статьях шестидесятых годов, таковы:
1. «Не изменяй сознание ближнего без его или ее согласия».
2. «Не препятствуй ближнему изменять его или ее сознание».
Лири хотел, чтобы прием психоделиков контролировался и регулировался клиническими врачами и психологами-клиницистами, которые руководствовались бы профессиональным моральным кодексом, защищающим права субъектов.
Роберт Антон Уилсон

Философский камень


Огромное воздействие на мои интеллектуальные изыскания оказала потрясающая книга Фритьофа Капры «Дао физики». Демонстрируя сближение квантово-релятивистской физики с духовными учениями восточной философии, эта книга вселила в меня надежду, что духовность и трансперсональная психология однажды станут неотъемлемой частью всеобъемлющей научной парадигмы будущего. Она во многом помогла мне освободиться от оков академизма в мышлении. На протяжении многих лет наша дружба была для нас обоих источником вдохновения.
Станислав Гроф

Мы ищем тайну — философский камень, эликсир мудрости, высшее просветление, «Бога», или То, Что Может Быть Окончательной Разгадкой — во всех направлениях: на севере, востоке, юге и западе, но все это время мчимся на ее крыльях. Эта тайна — сама человеческая нервная система, чудесный инструмент, благодаря которому мы создаем порядок из хаоса, науку из невежества, смысл из тайны или «Мескалито» (или стул) из водоворота космической энергии.
Роберт Антон Уилсон

Однако то, что человек ощущает себя временным одиноким пришельцем в этот мир, находится в явном противоречии со всем, что говорит о человеке (и других организмах) современная наука. Мы не приходим в этот мир, мы появляемся из него, как листья на дереве. Вселенная «человечится» точно так же, как океан волнуется. Каждый индивид представляет собой целое измерение мира природы, уникальное действие всей Вселенной. Однако большинство из нас если и осознает эту истину непосредственно, то случается это крайне редко. Даже человек, который знает, что это верно теоретически, не чувствует и не переживает этого в жизни, продолжая осознавать себя отдельным «эго» в мешке из кожи.
Алан Уотс

…Наиболее поразительны откровения, пришедшие к нам из психиатрических клиник. Смелые и поистине эпохальные работы психоаналитиков незаменимы для изучающего мифологию; ибо, как бы мы ни оспаривали детали их подчас противоречивых толкований конкретных случаев и проблем, Фрейд, Юнг и их последователи неопровержимо продемонстрировали, что логика мифа, его герои и их деяния актуальны и по сей день. В отсутствие общезначимой мифологии каждый из нас имеет свой собственный, непризнанный, рудиментарный, но тем не менее подспудно действующий пантеон сновидений. Новейшие воплощения Эдипа и персонажи нескончаемой любовной истории Красавицы и Чудовища стоят сегодня на углу Сорок второй стрит и Пятой авеню, ожидая, когда поменяется сигнал светофора.
Джозеф Кэмпбэлл

В момент сознательного распознавания отождествленный образ собирается в трехмерную голограмму, которую мы проецируем за пределы себя и называем реальностью.
Роберт Антон Уилсон

У нас создается все более и более сильное впечатление, что проявления порядка в природе — это произведения искусства сродни музыкальным: фуги в раковинах и хрящах, контрапункт в волокнах и капиллярах, пульсирующий ритм в волнах звука, света и в нервах. Причем человек сплетен с этим всем так, что отделить его невозможно — узлы, ганглии, хитросплетения электронных цепей и импульсов работают непрерывно и простираются через все пространство-время. Вся эта сложнейшая структура несется вихрем, как дым в солнечном луче или как дрожащий рисунок ряби на поверхности мелкого ручейка. Бесконечно преображаясь в себя, остается одна лишь структура. Пересечения, средоточия, сочленения и причудливые завитки постоянно преображаются друг в друга. «Видения сего беспочвенная ткань» (Шекспир, «Буря»). Видение покоится на самом себе. Когда почва растворяется подо мной, я начинаю парить…
Алан Уотс

…материальный мир нашей повседневной жизни, в том числе и наше тело, представляется сложным переплетением неправильных восприятий и толкований. Это забавный и до некоторой степени случайный продукт космического творческого принципа, бесконечно изощренная «виртуальная реальность», божественная игра, созданная Абсолютным Сознанием и Космической Пустотой. Наша Вселенная, содержащая мириады отдельных сущностей и элементов, по своей глубочайшей природе является одним-единственным существом исполинских размеров и невообразимой сложности.
То же справедливо для всех других измерений и сфер бытия, какие мы можем обнаружить в холотропных состояниях сознания. Поскольку между психикой индивида, любой частью творения и самим космическим принципом нет абсолютных границ, то каждый из нас абсолютно тождествен с божественным источником творения. Таким образом, мы — коллективно и индивидуально — суть и драматурги, и актеры в этой космической драме. И поскольку мы в истинной своей природе тождественны с космическим творческим принципом, мы не можем утолить наши стремления какими бы то ни было средствами материального мира. Ничто не способно удовлетворить наши глубочайшие чаяния, кроме переживания мистического единства с божественным источником.
Станислав Гроф

Комментариев нет:

Отправить комментарий