2 ноября 2011 г.

Человек в Божьем мире все-таки лучше

Таков был один из комментариев в статье Михаила Эпштейна «Мир как Матрица»: «Человек в Божьем мире» все-таки надежнее, чем наоборот».
Статью я перепостила просто так, без всяких своих комментариев, но целый день этот текст не идет у меня из головы. Он, конечно, классный, очень сильный — собственно, как и «первооснова», культовый фильм начала третьего тысячелетия «Матрица». Фильм как раз впервые продемонстрировал, как в будущем «развитие прямых человеко-машинных интерфейсов — на основе фундаментальных исследований мозга и нанотехнологий — рано или поздно приведет к тому, что прямое подключение нервной системы к компьютеру (в духе «Матрицы» — кабель в мозг, ну или хотя бы в зрительный нерв) перестанет быть фантастикой» (Михаил Эпштейн). 


Этот фильм был как удар током. И отмахнуться от него было невозможно. Не только потому, что «Матрицу» запойно смотрела молодежь, а на стенах домов, подъездов, гаражей стало множиться «Neo!»

Но ведь «Матрица» и ко мне лично имела отношение. Я уже знала, как мое сознание «утекает» в компьютер, в Интернет. Неважно, что оно преобразовывается в понятный для меня интерфейс: «лист белой бумаги» с напечатанным на нем текстом. Но я все-таки знала о двоичной системе компьютерной информации и понимала, что мой текст на белой «странице» изначально существует в комбинации нулей и единиц — просто кусочек матрицы. Мой личный кусочек. То есть я давно участвую в создании общей Матрицы, которую ежесекундно формируют все пользователи Интернета. И, конечно, можно строить свои миры и чувствовать себя богом. Ну, полубогом…
Все эти внешние — по отношению к такой силище как «Матрица» — мысли ходили и ходят очень с краю. Три обстоятельства, блестяще обыгранных и переплетенных в фильме, на некоторое время заслонили все остальное. Человек сплавляет свое тело с приводами, кабелем, разъемами, с информационным полем. Это информационное поле создано Хозяевами Планеты, которые управляют сознанием всех людей (может, и нашим сознанием уже управляют?). И человек, превратившийся в супер-существо, но ставший частью системы, начинает с ней бороться — изнутри. Социальная, информационная РЕВОЛЮЦИЯ. Человек изнутри компьютера разбивает его вдребезги и… возвращается в реальность? На этот вопрос «Матрица» ответа не дает. Фильм предполагает, что мы все сольемся с матрицей, и наша задача будет заключаться в том, чтобы там, внутри найти Нео.
И это первый слой «Матрицы», — помимо по-настоящему высококлассных съемок и компьютерной графики — который был снят с фильма и теперь тиражируется как некая всеобъемлющая идея полного отказа от реальности и ухода в те миры, которые человеки творят сами. Творят миры, технологии, моделируют мир и вертят его в пальцах, как конструктор Лего — на основе матричной двоичной системы.
Правда, есть в «Матрице» еще один пласт, неявный для людей, мало интересующихся философией или историей искусств. «Матрица» сделана по классическим законам мифа: инициация героя через смерть и рождение в новом качестве и с новыми возможностями, его испытания, борьба «со Змием» и гарантированная сюжетом победа над ним, возвращение… В «Матрице» недоговорено, куда. Классический герой мифа возвращается в старый мир, чтобы трансформировать его в соответствии со своими новыми возможностями. Но авторы фильма пытались сказать о мифе больше, чем это возможно в одной истории. Здесь даже даны образы классической «майи» — иллюзий мира, которыми тешит себя человек. Нео пытается разрушить Матрицу, но на ее месте возникают новые и новые искусственные миры…
Стиллы Джейтсы, разумеется, не заставят себя долго ждать. Они сформируются в мобильную компактную группу, которая бодро поведет обезумевшее человечество к бессмертию а ля Рэй Курцвейл. За очень большие деньги.
Вообще-то все это уже было. Молодежь, конечно, не помнит, но мы с удовольствием (из-за песен Высоцкого) смотрели «Бегство мистера Мак-Кинли». О том же самом: как технократическая цивилизация приведет человека к бессмертию. Фильм, конечно, не идет ни в какое сравнение с «Матрицей», но в нем было одно достоинство: авторы фильма обладали иронией.



Но среди людей на Планете Земля найдутся другие. Они не только выбросят телевизор (это сделали уже многие), они выкинут на помойку все компьютеры и мобильники — и уйдут жить в лес, на реку, постигая мир и самих себя как единое чудо Мироздания. Или Бога. Не знаю, больше их будет или меньше, чем «Нео-технократов», но они, безусловно, будут. Потому что они уже есть — они были всегда. И каждому из них предстоит сражаться со своими «Драконами», поскольку подсознание человека состоит из личных и коллективных мифов, которые ведут нас по жизни. «Нить Ариадны» предстоит искать каждому и совсем не каждого она приведет к монитору компьютера. Напротив: у монитора компьютера усядутся только самые слабые, самые испуганные, не умеющие встать лицом к лицу с реальностью., одна из сторон которой — личная смерть. Они и будут создавать выдуманные миры — и мнить себя бессмертными богами.
А в реальном мире будут падать листья. В реальном мире будет существовать насилие, ненависть, любовь и блаженство...Рождение и Смерть, Вселенная и Таинство Бытия — все то, что составляет Жизнь. Да, «Человек в Божьем мире» — это всегда лучше, чем все, что способен выдумать технократический разум.

1 комментарий:

  1. По-моему, это ваш лучший комментарий. Дело не в оптимизме - скорее, в реализме взгляда на жизнь.Есть люди, которые, наверно, природой созданы, чтобы их водили за руку. А есть те, кто предпочитает идти сам, особенно, получив прививку против рабства в такой системе, какой была наша.Возможно, нужны и те, и другие. Вторых всегда меньше - умение и желание думать имеет не каждый.Но вторые всегда в конечном счете побеждают. Те, кто хочет жить без костылей.

    ОтветитьУдалить