28 июля 2010 г.

День крещения Руси

Икона Крещение Руси

Вера — предмет индивидуального переживания. Общим местом стало, что безбожное советское государство разлучило людей с Богом. Так получилось, что на полгода мне пришлось окунуться в мир иконы. Работала в издательстве «Полигон», который по заказу АСТ, должен был сделать книгу о православных иконах. Работа была очень интересная. Удалось не только собрать, но и опубликовать (правда, кто знает, где эта книга, я ее не видела) интереснейшие факты, которые и сегодня почти изъяты из популярно информационного пространства. Например, о Святом Владимире, крестителе Руси.





В Первые годы своего княжения Владимир был яростным язычником. Он возглавил поход, в котором ему сочувствовала вся языческая Русь, против Ярополка-христианина и вступил 11 июня 978 г. в Киев, став «единодержцем» Киевского государства. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как рачительный хозяин, а возвращаясь из похода, устраивал для всего Киева щедрые и веселые пиры.
В награду за военную помощь Константинополю Владимир попросил руки сестры императоров Византии Анны. Согласие было получено, но с одним условием Владимир должен был креститься в христианскую веру. То есть приход христианства на Русь был чисто политическим мероприятием.
Великий князь не только сам принял крещение, но и крестил весь Киев в водах Днепра. Он повелел везде рушить языческих идолов и строить православные храмы. Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, а храм, ставший центром общерусского сбора, нарекли Десятинным. Конечно, он был причислен к лику святых, и были написаны десятки икон с его изображением. Однако, это не значит, что языческая Русь, окунувшись в Днепр, в одночасье стала православной. Гладко и сладостно, как о том сегодня говорят многие политические и религиозные деятели, в православной Руси никогда не было.
Древнерусские иконы почитаются не только шедевром отечественной, но и мировой культуры. Однако, они создавались в XII–XVI вв., в период борьбы и победы над татаро-монголами, когда Русь объединилась в едином порыве под водительством сильнейшего духовного пастыря Сергия Радонежского… Но затем два века русская икона существовала как «черная доска». Реформы Петра I, повернувшие Россию на Запад, перечеркнули и культурное наследие Древней Руси. Даже иконы после XVII в. стали писаться на западный манер, возник знаменитый стиль «фряжского письма», в котором работали талантливые живописцы — например, Симон Ушаков. А старые иконы стали «поновляться» — т.е. покрываться новым изображением и новым слоем олифы. К тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и иконы XVII в. Достаточно сказать, что только в 1840 г. историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей «Троице» Андрея Рублева ценнейший памятник искусства. А очищена от последующих слове живописи она была только в 1904 г.
В конце XIX в. появились художники, коллекционеры, реставраторы, которые занялись восстановлением старых икон. Подвижником этого благородного дела был художник и коллекционер Илья Остроухов. Важнейшим событием, ставшим знаковым в осознании древнерусской живописи, была знаменитая выставка русских икон в Москве в 1913 г, устроенная по случаю 300-летия Дома Романовых. На этой выставке фигурировало множество расчищенных первоклассных икон XV–XVI вв. У посетителей выставки как бы спала с глаз пелена, долгие столетия застилавшая подлинный лик русской иконописи. Вместо темных, мрачных, покрытых толстым слоем олифы икон они увидели прекраснейшие произведения живописи, которые могли оказать честь любому народу. Одним из посетителей выставки был Поль Гоген, первым заявившем о явлении русской иконы на Западе…
Разворот из моей книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий