Господин президент РФ Д.А.Медведев своим указом ликвидировал Росахранкультуру. Функции охранного ведомства переданы Министерству культуры. Комментируется это событие как-то вяло. Только «часть экспертов» опасаются, что упразднение Росахранкультуры негативно скажется на охране объектов культурного наследия в нашей стране.
Меня резануло слово «ликвидация». Ничего не создав за 20 лет, в том числе и какой-то внятной нормативной базы по охране культурного наследия, мы уже ликвидируем то, что, видимо, не проявило себя надлежащим образом по отношению к руководству страны. Иначе зачем бы президенту принимать подобный указ? Полагаю, что для него это — акт доброй воли по сокращению численности чиновников, за что он так сильно борется.
Меня резануло слово «ликвидация». Ничего не создав за 20 лет, в том числе и какой-то внятной нормативной базы по охране культурного наследия, мы уже ликвидируем то, что, видимо, не проявило себя надлежащим образом по отношению к руководству страны. Иначе зачем бы президенту принимать подобный указ? Полагаю, что для него это — акт доброй воли по сокращению численности чиновников, за что он так сильно борется.
Хочу напомнить основные положения и исторические вехи охраны культурного наследия прошлого. Есть Пакт Рериха. Он лег в основу всего международного законодательства и деятельности ЮНЕСКО.
С угрозой потери культурного наследия Николай Константинович Рерих столкнулся в начале первой мировой войны. Он обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением заключить соглашение об охране культурных ценностей. Однако, это обращение осталось без ответа.
Во время февральской революции 1917 года в Петрограде была создана особая комиссия по делам искусств, куда вошел Рерих. За подписью Рериха, Добужинского, Горького и Бенуа было отправлено письмо в органы «новой власти» с предложением разработать вопросы о сохранении памятников старины. Воззвание комиссии было отпечатано как плакат, которым залепили весь Петроград: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит народу. Граждане, берегите это наследство <…> Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, старые вещи, документы — все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастет ваше новое народное искусство».
После своей экспедиции по странам Центральной Азии и Индии Н.К. Рерих, уже всемирно известный художник и ученый, специально приехал в Америку, чтобы юридически оформить Пакт об охране памятников культуры. Как юридический документ Пакт тогда принят не был, хотя вызвал огромный интерес и энтузиазм всех «сил света». В 1954 году по инициативе ЮНЕСКО была созвана международная конференция, на которой 56 стран, в том числе СССР, подписали конвенцию о защите культурных ценностей, основанную на принципах Пакта Рериха.
Как в Советском Союзе сохраняли памятники, все знают. Плохо охраняли. А сейчас и совсем забыли, что это такое.
Губернатор Матвиенко обращается к Путину, чтобы вычеркнуть из перечня исторических поселений Санкт-Петербург… Как все ругали Матвиенко! Она знала, что делала. И тут же ликвидируется Росохранкультуры — чтоб не стоял поперек дороги новым проектам, вожделенным инвесторам и вообще, в целом, модернизации страны. Вот новая у нас будет Россия, какой раньше не было, и кто знает, что может этому процессу помешать? Что помешает — то и ликвидируем!
Про Николая Константиновича Рериха я рассказала потому, что охрана культурного наследия была делом его совести, его сознания, души — личным, но великим делом великого человека. Он мечтал, что этим делом будут заниматься люди, общественные организации во всем мире...
Все время бьется в голове мысль: «Пока был жив Савва Ямщиков…» Да, пока он был жив, был слышен хотя бы один голос яркого человека, который боролся за всю нашу культуру — истово и бесстрашно. А сердце-то и не выдержало…
Таких людей — единицы, к сожалению. И миллионы тех, кто пишет «Здесь был Вася» на ограде храма, на стене Лувра, на пирамиде Хеопса. Причаститься к великому посредством акта вандализма — это стало почти нормой.
В самом большом дефиците совестливые, неравнодушные люди. И в их число никогда не входят политики. Закон «жанра».
Комментариев нет:
Отправить комментарий