Он родился так давно, что многие упускают из вида само его существование.Трикстер родился вместе с миром (а возможно, был его Со-Творцом). Он был тем ТВОРЧЕСКИМ началом превращений, изменений, комического аспекта бытия, который постепенно оказался заштрихован в сознании людей иными смыслами.
Он родился и правил в мире, который еще не был поделен на черное и белое, на добро и зло, в котором люди были едины с природой, и единственное, что их отличало от других живых существ — чувство удивления. Изумление (ну и страх, конечно) перед силой, могуществом, постоянной изменчивостью мира, бесконечной чередой переходов из одного состояния в другое, трансформацией реальности — было настолько велико, что они назначили ответственным за все эти «безобразия» клоуна и дурака Трикстера. И хотя в разных культурах он назывался по-разному — египетский Сет, скандинавский Локи, греческий Геркулес, русский Петрушка и т.д., — суть оставалась одна: это персонаж трансформаций и перевоплощений, одновременно творец и разрушитель, не ведающий добра и зла.
Сегодня, к сожалению, некто, не ведающий добра и зла, может быть только осужден как пособник Дьявола. Причем совершенно всерьез! Мир давно раскололся на два: тот, что принадлежит Богу, и тот, где правит бал Сатана. И все заявления г-на Дьявола о том, что он — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, проскальзывают мимо ушей.
Человек тщится быть хорошим! Из всех своих жалких силенок надувает щеки и убеждает себя и окружающих, что он — «хороший мальчик» или «хорошая девочка». И так же изо всех сил пытается скрыть свои «черные» мысли и совсем «нехорошие» поступки. И тут появляется Трикстер — и бьет его колотушкой по голове. Чтобы очнулся, опомнился: ну нет в мире ничего ни «плохого», ни «хорошего». А человек злится, потирает ушибленную голову и продолжает существовать так, словно никакого Триктера нету. Потому что реальность люди давно подменили этикой.
Тысячи поколений людей были выучены «отличать Добро от Зла» и с исступлением ждать, когда это самое «Добро» одержит верх над «Злом». А Свет не может победить Тьму, потому что одно без другого не существует: мир един во всех своих проявлениях. И пока мы с упоением пестуем свои личности, которые происходят от слова «личина» — то есть того, что ложно и ненатурально, противно самой природе, Трикстеры всех времен и народов продолжают свое воистину благородное дело: обличают вранье и побеждают в драках со всякими «злодеями» на своих кукольных подмостках.
В подавляющем большинстве мифов Трикстер — «второй» творец мира, в определенном смысле он является комическим дублером «положительного» героя. Однако двойственность, амбивалентность заложена в самом характере Трикстераи является его основополагающим свойством: он то остроумен, активен, находчив; то — ленив, невежествен и глуп. Трикстер — зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия Трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и инстинктами. Но, несмотря на это, — только благодаря его деяниям — все ценности мира обретают свое настоящее значение.
Трикстер не только кукла. Джокер! Карта, переворачивающая с ног на голову любую «правильную» карточную игру. Джокер может быть любой картой, как иТрикстер — почти любым персонажем.
Человек забыл, что он — персонаж. Он скинул маску и напялил на себя личину. Маска — игровой элемент — с первых времен напоминала человеку, что он участвует в мистерии Жизни. А сейчас мы стали так убого серьезны, так «ответственны» перед будущим, так граждански непреклонны, что даже детское удивление сохраняет в себе едва ли один из тысячи.
Даже имя человека всегда было своеобразной маской, которая защищала его и отгораживала от других. В именах, как и в карнавальных масках, нет личины, есть — персонификация образа. Лада, Дубина, Соловей — это не только древнерусские имена, это — почти игровые персонажи, которым позволено было вести себя в соответствии со своей маской-именем. И было плохо, если Соловей оставался безголосым, но выход всегда находился: человеку давали новое имя-прозвище, которое подходило ему больше…
Персонаж Трикстера вопиет к нам о необходимости не самоидентификации, аперсонификации: каждый может надеть маску и стать персоной на этом празднике жизни. Европейские, в частности самый древний, Венецианский карнавал — это не просто картинки на экране телевизора или на мониторе компьютера. Карнавал — это Традиция необходимых для человека перевоплощений, когда Золушка внезапно становится Принцессой, а уличный мальчишка — Хранителем тайны древних магистров. И эти превращения не могут не отразиться в характере, в психике — и тогда появляется жажда новых превращений и новых трансформаций, и человек постепенно понимает, что он — живое текучее существо, как жив и текуч сам мир, вместе с которым мы проживаем свою короткую и скучную жизнь, не замечая и не ощущая творящейся вместе с нами Мистерии.
Трикстер — не только персонаж кукольного театра. Мы встречаемся сТрикстерами каждый день. Доктор Хаус — беспримерный Трикстер, не случайно этот герой довольно заурядного сериала стал для множества его поклонников столь притягательным: они «играют» в доктора Хауса, пытаясь примерить на себя его цинизм и дар гениального прозрения.
Я обнаружила, что в моей жизни было два настоящих Трикстера. «Живой»Трикстер может раздражать вас до бешенства, но с течением лет выяснится, что никто в жизни не сделал вам столько добра, сколько он. Жить с Трикстером — подлинное наказание! Такой была жизнь матери Петра, героя романа «Синдром Петрушки», с Ромкой, его отцом. Но не случайно в дикую метель, которая приковала его к Сахалину после похорон матери, Петр вспоминает только Ромку, и воспоминания эти — счастливые…
Комментариев нет:
Отправить комментарий