5 декабря 2020 г.

Чубайс назвал сам себя — начальником Арктики

 


Его сняли. Неужели? Да нет, конечно, ему новое направление тут же создали. И что там — не суть. И весь интернет весело ржет: «Теперь он будет уничтожать китов в Арктике». А смешно-то как! Человек-катастрофа (так его назвали в одном издании). После него — словно Мамай прошел.

Чубайс:

«Я, конечно, очень люблю русский север, но то, что я в тундре гоняю по бездорожью — вовсе не повод назначать меня Начальником Арктики».

Я брала у него интервью один раз. В 1994 году. Даже не так. Он был у нас в Доме журналистов. Тогда только возникал формат «Аргументы и факты — ваш вопрос». Сидел, слова говорил. Вздрагивал коленками, постукивал пальцами по столу. Весь напряженный, аж звон стоял.

Я его спросила (газета «Вести» правительства Ленинградской области):

- Анатолий Борисович, а почему, начиная приватизацию, вы ничего не объяснили народонаселению? Ведь никто ничего не понимает: что происходит, что следует делать, чего делать нельзя и т.д. Даже мы, журналисты, не врубаемся. А ваша приватизация касается абсолютно каждого человека. Почему не объясняете?

И он ответил вот как-то так: что, мол, либо делать дело, либо объяснять свои действия, на то и другое, мол, времени уже не было. Времени — не было. У него. А у нас жизни не стало.

И в тот момент я поняла, что это значит: напряженный, не спавший сто лет, со страшной скоростью толкающий бронепоезд приватизации, упершись руками, ногами и головой — да он боится до полусмерти! Страшно ему. Так страшно, что пот холодный по спине.

Страшно, что дверка-то сейчас откроется, войдут товарищи в погонах и вежливо скажут: «Пройдемте, Анатолий Борисович, вы тут столько делов понаделали, век не расхлебать. Пора, пора вас окоротить».



И станет совершенно очевидно: то, что он делал, называется ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

И даже без наручников — под ручку его возьмут да и проводят к «воронку». И поедет приватизатор наш, «рыжий наш», как его некоторые любя называли, в «Матросскую тишину», со всеми удобствами. Вот тут и появится у него время (наконец!) поразмышлять о делах наших скорбных.

Я и сейчас скажу: преступление совершил господин Чубайс против нашей (и своей, между прочим, тоже) страны. Не он один, конечно. Правда, Ельцин в принципе ничего не понимал, кроме того, что «частная собственность эффективнее государственной». Они все так думали.

А как можно было наши предприятия-гиганты выбрасывать на ваучерные, а потом залоговые аукционы? Никак. Каждое надо было за руку, на веревочке выводить на рынок. Делегировать полномочия. Ну, это сейчас понятно. А тогда. Не только Чубайс, но и Явлинский говорил, что надо срочно заменить всех управленцев, создать слой уверенных собственников. А где взять-то их? Они даже квадратно-гнездовым способом не размножаются. Собственник — категория штучная.



Вот что меня поразило в нашей Перестройке — что мужики оказались трусами. Горбачев сидел в Форосе, записывал на видео речь к потомкам. А пограничников свистнуть? А охране приказать вызвать личный самолет? Пистолет достать из ящика, в конце концов. Ты президент или кто? Мы тебя за каким хреном выбирали?

И этот тут, Чубайс, сидит трясется весь. И врет. В глаза. Плюй в глаза — божья роса. За ваучер две машины получишь. Ага! Сейчас. А 25 рублей не хочешь? Чтобы за два ваучера куртку на зиму ребенку купить. 

А потом (с образом Чубайса внутри себя) я ехала на заводы. На проходной гатчинского завода «Буревестник», нарядная табличка «Таможня» — помещение сдается в аренду. Рядом с проходной — кривой, полусгнивший деревенский колодец. И редко-редко вдалеке мелькнет прохожий. На территории  самого завода — звенящая тишина и пустота. Нефункционирующая столовая закрыта на амбарный замок. А по шоссе вдоль железной дороги, где трясется раздолбанная электричка, бесшумно скользят еще редкие сверкающие мерседесы...

Эта картинка — реально существующая! — есть не что иное, как потрет нашей российской экономики. Художник Василий Перов, картина называется «Безутешное горе».



Кто руководил нашей экономикой в 90-е годы? Завлабы. ИТР. Черномырдин говаривал: «Завлабы готовы прыгнуть прямо в кресло премьера или даже президента». Под словом «завлаб» он подразумевал все новое энергичное поколение — аспиранты и доценты, старшие и младшие научные сотрудники, преподаватели, выпускники военных академий, журналисты и все прочие, которые раньше назывались «советская интеллигенция». Явлинский, Гайдар, Заславская, Чубайс, Шохин… Клуб «Перестройка».

Заведующий лабораторией — в принципе очень неплохой уровень для хорошего человека. Против технической интеллигенции вообще ничего не имею. ИТР были молодцы. На своих местах. Но не в правительстве же! Их уровень компетенции для управления страной не годился. Мое личное мнение. Кто не согласен — высказывайтесь.

Тогда я все мечтала: как бы нам нанять правительство в Японии что ли? Или в Германии? Ну чтобы работу свою выполняли и думали только о том, как ее лучше сделать.

Но этого не случилось. В правительстве были какие-то дядьки (это когдааа Голикова появилась! сто лет прошло), которые сидели за большим столом и передавали друг другу какие-то бумаги. Обменивались взглядами и словами. Называлось: открытость правительства. То есть этот обмен по телевизору показывали. А мне, например, было все равно непонятно, что они там делают. Кабинет больно красивый. А там, в Гатчине, а там, у ларьков… А у меня тут — вот, двери одна к другой не примыкаются, штукатурка на голову падает, поскольку денег на ремонт уже не будет никогда, и как вечером кормить ребенка — неизвестно.



И вот с этого момента, и со множества других — очередей, талонов, бомжей, братков и прочая — я начинаю ненавидеть Анатолия Васильевича Чубайса до ослепления.

Он ни за что не ответил. Он снова получает какую-то приличную должность, будет ездить по заграницам и от нашего имени что-то такое изрекать. Да блин горелый, да руки-то ему уже можно пообрубать хоть когда-нибудь!

И знаю я, что раз назначили его. Да не кто-нибудь, а Путин! Ну, этому-то обязательно по башке надают рано или поздно, за все ответит.

Господи, ну пусть они уже все ответят — по порядку. И Ленин, и Сталин, и Ельцин, и Горбачев, и Чубайс, и Путин. Пусть эти и другие исторические персонажи рассудит история.

Будет мне от этого легче? Неизвестно. Может, я до этого и не доживу.

Да, как правильно написал один мой коллега, Чубайс — только метафора.

А хочу ли я лично тратить свою жизнь на ненависть к этому убогому ничтожеству? Нет, не хочу.



И нет у нас до сих пор никаких собственников.

Есть замордованные люди. С кучей бабла (неизвестно, куда деть) — с одной стороны, и вовсе без гроша в кармане, тоже замордованные и еще с ярой ненавистью в сердце, — с другой. Между ними — пустые поля и порушенная почти под корень инфраструктура государства Советский Союз. Обслуживают и тех, и других одни и те же торговые компании. Первые покупают много и много выбрасывают. Вторые покупают картошку поштучно и в принципе обслуживанием довольны. Выбрасывают мало: вдруг пригодится?

И вот по этой-то стране да на серебряном коне Путин едет. И Чубайс. Это будет наша власть…

 

И как мы до этого докатились? Об этом, уж ладно, завтра. Не сегодня же!

 

Дочитали? Здорово! Я верила в вас. Ставьте лайки, а главное — высказывайте свое мнение. В комментах. Буду вас слушать с упоением до третьих петухов. 
Увидимся!

  

Вот некоторые, может, думают, что я бесстрашная. А мне 70 лет. А что они со мной сделают? С работы меня не выгонишь (не работаю уже 10 лет), а пенсию и интернет у меня отобрать нельзя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий